«Люди холопского звания» в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
Поэма «Кому на Руси жить хорошо» — вершина творчества Н. А. Некрасова. Это произведение грандиозно по широте замысла, правдивости, яркости и многообразию типов. Сюжет поэмы близок к народному сказу о поисках счастья и правды.
Но двинувшиеся в путь крестьяне — не странники-богомольцы. Они символ тронувшейся с места, очнувшейся России. Все люди, с которыми встречаются семь мужиков, разные. Разными были и крестьяне, о которых узнают странники.
Н. А. Некрасов видит, как постепенно пробуждается в крестьянах сознание собственной силы.
Серия вставных сюжетов о силе крепостнических привычек в крестьянине открывается рассказанной Пахомом историей о Сидоре, который высылал барину оброк из острога. Дворовый князя Переметьева считает себя счастливым, потому что знает: У князя Переметьева
Он не хочет вспоминать о том, как барин издевался над ним ради собственной забавы, но зато «не может барских милостей забыть». Себя он по-прежнему называет рабом недостойным, а барина — князюшкой. По-своему верна прежней жизни и вся Вахлатчина — крестьяне добровольно соглашаются делать вид, что на Руси ничего не изменилось. Прекрасно чувствует себя и мнимый бурмистр Клим Лавин.
Его поступки — все та же холопская приниженность крестьянина, только вывернутая наизнанку. Он не брезгует никакими средствами, чтобы угодить и барину и миру. Влас дает ему точную оценку: …Был Клим мужик: и пьяница, И на руку нечист.
Работать не работает, С цыганами вожжается, Бродяга, коновал! На его совести лежит смерть Агапа, единственного вахлака, над которым не довлела сила привычки. Так, постепенно, в поэму входит тема крестьянского греха. Яков Верный — холоп примерный, обиженный жестоким помещиком, в отместку совершает тяжелый грех — кончает жизнь самоубийством у барина на глазах. Среди крестьян встречаются и такие, которые за деньги способны предать своих товарищей-крестьян.
Таким был Егорка Шутов. За службу в полиции его избивали во всех деревнях, где он появлялся. Выражая общее мнение людей о шпионах, Влас, один из самых уважаемых крестьян, замечает по адресу Егорки: А и служба — должность подлая!.. Гнус человек! — Не бить его, Так уж кого и бить? Но самый страшный, по мнению крестьян, грех совершает жадный староста Глеб, который за «горы золота» и вольную для себя сжигает завещание об освобождении восьми тысяч душ.
Рассказ о крестьянском грехе повествуется Игнатием вслед за легендой Ионушки «О двух великих грешниках» и подтверждает мысль: Велик дворянский грех! Велик, а все не быть ему Против греха крестьянского. Нет греха тяжелее этого: Все прощает бог, А Иудин грех не прощается.
Ой мужик! Мужик! Ты грешнее всех, А за что тебе вечно маяться! Рассказ о старосте Глебе — предчувствие того, что вместо помещика власть в деревне постепенно начнет прибирать к рукам деревенский богатей. Гриша Добросклонов старается развеять горестные мысли крестьян, утверждая, что крестьянские грехи — лишь порождение крепостничества: Змея родит змеенышей, А крепь — грехи помещика, Грех Якова несчастного, Грех Глеба родила!
Конечно, в этом он прав. Но прав ли в том, что «Нет крепи — Глеба нового не будет на Руси»? Крепостное право «калечит», делает из людей либо подхалимов, либо горьких пьяниц, разбойников, а хуже всего — предателей.
Реформа 1861 года не улучшила положение народа, и недаром крестьяне говорят о ней: Добра ты, царска грамота, Да не про нас ты писана… Но крестьяне уже понимают, что путь к счастью — это путь активного противостояния злу. Великим пафосом предчувствия народного счастья наполнена знаменитая песня «Русь», которая вершит все сцены и картины поэмы.
Русский богатырь с его бесконечным терпением — вечная загадка для Н. А. Некрасова, но поэт верит, что Рать поднимается — Неисчислимая, Сила в ней скажется Несокрушимая!