Лирические песни Верхней Волги
Истоки русской лирической песни уходят в древность. Уже в начале первого тысячелетия нашей эры греческие, римские и арабские историки с восторгом писали о славянских песнях, а самих славян называли «песнелюбцами». Историки музыки утверждают, что уже на ранних этапах своего развития славянские песни оказывали влияние на музыку соседних народов и становились фактором мировой музыкальной культуры. При этом в самом начале пути, то есть в раннюю языческую эпоху, определились два главных пласта русской народной песни — обрядовые и необрядовые,
Лирические песни Верхней Волги были тесно связаны с обрядами — древнейшими видами народной культуры. Существует мнение, что лирическая песня необходима в обряде для того, чтобы комментировать сам обряд. Большинство лирических песен — любовной или семейной тематики, раскрывающей социально-бытовую жизнь народа и объясняющей тематическое своеобразие лирических обрядовых. Лирические песни специфичны еще и тем, что наряду с богатством
Каждая поэтическая форма отражала определенные условия жизни народа, что обязательно влияло на язык, стиль, композицию того или иного произведения народного творчества. Таким образом, лирическая песня — яркая картина исторического прошлого нашего народа. Она раскрывает перед нами все богатство и красоту «внутреннего мира» России. Лирическая песня позволяет нам понять и узнать источники обрядов, а также художественные вкусы крестьян и трудящихся. То есть, лирический герой песни — это всегда простой человек: крестьянин, крестьянка, ямщик, бурлак, повстанец — «удалой разбойник», солдат.
Ой, посидимте, братцы здесь, пока пивцо — винцо есть Пивцо — винцо разопьем — все делишки разберем. Запоем мы песню, братцы, про свое житье солдатско: Что солдатска голова — что под дождичком трава. Не растет трава не вянет— служба царская не станет. Наиболее распространенным типом лирической семейно-бытовой песни является песня-монолог, когда повествование передается от лица главного героя песни или певца-автора.
Ах ты наш батюшка Ярославль-город! Ты хорош, пригож на горе стоишь, На горе стоишь — на всей красоте: Промежду двух рек, промеж быстрых — Промеж Волги-реки, промеж Котраски! Второй тип композиции песни — диалог. Он усиливает драматизм лирического содержания, более ярко передает мысли и чувства героя.
Но самой распространенной композиционной формой лирической песни является, пожалуй, сочетание трех композиционных форм: «монолог, диалог и повествовательная часть + монолог » «Ой, полна, полна коробушка, Есть и ситцы и парча. Пожалей, моя зазнобушка, Молодецкого плеча! Выди, выди в рожь высокую!
Там до ночки погожу, А завижу черноокую — Все товары разложу. Цены сам платил не малые, Не торгуйся, не скупись: Подставляй-ка губы алые, Ближе к милому садись!» Вот и пала ночь туманная, Ждет удалый молодец. Чу, идет!- пришла желанная, Продает товар купец. Катя бережно торгуется, Все боится передать.
Парень с девицей целуется, Просит цену набавлять. ————————————— «Не хочу ходить нарядная Без сердечного дружка!» То-то, дуры вы, молодочки! Не сама ли принесла Полуштофик сладкой водочки? А подарков не взяла! Так постой же! Нерушимое Обещаньице даю: Опорожнится коробушка, На Покров домой приду И тебя, душа-зазнобушка, В божью церковь поведу!» В песнях встречаются определительные эпитеты , выразительные эпитеты , изобразительные эпитеты . В лирических песнях функция эпитета главным образом выразительная и эмоционально-оценочная.
В наши дни лирические песни так же популярны. В Костроме есть ансамбль, «Гралица» исполняющий лирические песни далеко за пределами Костромской области.