Какие эпизоды трехдневного скитания Мцыри я считаю особенно важными и почему?
Романтическая поэма «Мцыри» была создана М. Ю. Лермонтовым в 1839 году. Она написана в форме исповеди главного героя — кавказского юноши Мцыри, попавшего в плен к русским, а оттуда — в монастырь. Поэме предшествует эпиграф из Библии: «Вкушая, вкусих мало меда, и се аз умираю», который раскрывается в сюжете произведения: герой убегает из монастыря и проживает три чудесных дня «на воле». Но, слабый и немощный, он вновь попадает в свою «тюрьму» и там умирает.
За те три дня, что Мцыри был на воле, он осознал себя другим человеком.
Природа дала герою то, чего не могли дать вырастившие его монахи и монастырские стены — чувство собственной силы, единства со всем миром, чувство счастья. Пусть природа, окружающий мир наполнены опасностями и преградами, но это естественные
Молодая кровь закипела в нем. Глазами провожал Мцыри грузинку до самого дома, но та исчезла за дверьми своей сакли. Для Мцыри — исчезла навсегда. С горечью и тоской герой осознает, что он чужой для людей и люди для него — чужие: «Я был чужой Для них навек, как зверь степной». Кульминационной в поэме является сцена битвы героя с барсом.
Это кульминация не только в развитии действия, но и в развитии характера героя. Это, на мой взгляд, самый важный момент в его трехдневном скитании. Здесь Мцыри проявил все свои способности и реализовал все возможности: Рванулся из последних сил, И мы, сплетясь, как пара змей, Обнявшись крепче двух друзей, Упали разом, и во мгле Бой продолжался на земле. Мцыри мобилизовал не только свою физическую силу, ловкость, реакцию, но и лучшие моральные качества — силу воли, стремление к победе, находчивость.
Победив царя леса — барса, Мцыри понял, что прожил лучшие минуты своей жизни. Но тут же в его словах проскальзывает горечь: Но нынче я уверен в том, Что быть бы мог в краю отцов Не из последних удальцов. Эта горечь разлита по всему произведению. Автор показывает, что, несмотря на стремление Мцыри к воле, он не может жить вне монастырских стен. Существование в монастыре сделало юношу неспособным полноценно жить в мире.
Цель героя — добраться до своей родины — несбыточна. Он слишком слаб для этого, не знает настоящей, реальной жизни. Поэтому он невольно возвращается туда, где может существовать, — к монастырю. К этому моменту изнемогающий от голода и слабости герой начинает бредить.
Ему чудится, будто рыбка в реке поет ему песнь. Она призывает Мцыри остаться с ней и ее сестрами на дне реки. Здесь прохладно и спокойно, никто не тронет и обидит: Усни, постель твоя мягка, Прозрачен твой покров.
Пройдут года, пройдут века Под говор чудных снов. Мне кажется, что песня рыбки — это внутренний голос героя, который призывал его образумиться, остаться в стороне от бурь и потрясений, то есть остаться в монастыре. Здесь его жизнь пройдет спокойно и незаметно, «под говор чудных снов».
Пусть Мцыри не раскроет себя, заглушит свои душевные порывы, но он всегда будет спокоен, сыт, защищен. В финале поэмы мы видим, что Мцыри выбирает себе другую участь. В своем завещании старику монаху герой просит, чтобы его положили умирать во дворе монастыря, откуда видны горы его родины.
Пусть он умрет, но умрет с ощущением поддержки родных, с воспоминаниями о чудесных трех днях, перевернувших всю жизнь героя.