Читая Пастернака

За то, что дым сравнил с Лаокооном, Кладбищенский воспел чертополох, За то, что мир наполнил новым звоном В пространстве новом отраженных строф, — Он награжден каким-то вечным детством, Той щедростью и зоркостью светил, И вся земля была его наследством, И он ее со всеми разделил. Анна Ахматова. «Борис Пастернак «

Слово о поэте

Урок начинается с чтения эпиграфа. Эмоцио­нальный рассказ учителя о поэте должен сопровождаться чтением стихов, отрывков из автобиографического очерка «Люди и положения», показом портретов поэта разных

лет. Ученики составляют план услышанного, дома он может быть дополнен подробностями жизненного и творческого пути Пастернака — датами, названиями стихов и сборников, цитатами.

Вечность и современность в стихах о природе, любви, поэзии

Изучение стихотворений Пастернака можно организовать в группах.

Группа 1. Любовь. «Красавица моя, вся стать…»

1. Какие чувства вызывают у поэта любовь и красота?

2. Какими способами поэт показывает сложность, многоликость и «разноголосицу» мира? Какие понятия оказываются у него рядом и почему?

3. Почему для лирического «я» рифмы и музыка являются

естественным продолжением любви и красоты мира?

4. Как в стихотворении отразились черты биографии поэта?

Группа 2. Природа. «Весна в лесу»

1. Какие приметы весны видятся лирическому «я» самыми главными?

2. Найдите в стихотворении прозаизмы. Какова их смысловая роль?

3. Объясните роль метафор и олицетворений.

4. Докажите, что стихотворение философское.

Группа 3. Поэзия. «Во всем мне хочется дойти…»

1. Докажите, что Пастернак считает любовь и поэзию частью окружающего мира, его естественными проявлениями.

2. Какие слова стихотворения рисуют любовное чувство? Какие приметы поведения влюбленного человека запечатлены в чувствах лирического «я»?

3. Какие картины мира связаны в стихотворении с поэзией? Можно ли считать поэзию способом познания бытия?

4. В чем видит поэт цели и задачи поэзии? Какой смысл имеет образ лука в последнем стихе?

Закончить урок можно прослушиванием записи романса на стихи Б. Л. Пастернака «Единственные дни» в исполнении братьев Мищуков или чтением стихотворения «Быть знаменитым некрасиво…».

Философская глубина лирики Б. Л. Пастернака

Конечно, говорить о возможности постижения философской глубины стихов Пастернака на этом обзорном уроке не приходится, однако мы вполне можем объяснить ученикам хотя бы следующее: Пастернак всегда считал, что поэзия существует в мире независимо от воли и желания людей, она есть проявление одной из граней природного начала, человек и природа — две равные беспредельности. Именно в связи человека, природы и поэзии — залог бессмертия человеческого духа. Выбранные нами для урока стихи хорошо подтверждают эти мысли.

Вариант записи основных положений рассказа учителя

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Читая Пастернака