Философия мира в поэзии Рильке
Имя Р. М. Рильке — одного из величайших лириков XX века — стоит рядом с именами П. Верлена, Э. Верхарна, А. Блока. В творчестве этих поэтов нашла отражение знаменательная, грозовая эпоха конца XIX — начала XX века. Переживание исторического перелома делает необходимым обращение поэта к осмыслению первоначал бытия, к философскому постижению мира. В сборнике » Часослов » Р. М. Рильке напряженно размышляет над природой высшей духовной силы мира-Бога. Герой»Часослова», монахи паломник, находится в непрерывном общении с Богом, все время
— «Боже, ты велик», — но тут же поправляется:
— Но ты так темен.»
«Темный» — вот основная характеристика Бога в «Часослове». В отличие от общепринятого сочетания понятий: Бог, свет, с одной стороны, и дьявол, мрак — с другой
В поэзии Р. М. Рильке предметом философского осмысления становится мир вещей. «Я так люблю слушать, как поют вещи», — пишет он в одном из стихотворений. Вещи отрешенны, невозмутимы, полны тихого достоинства. Настоящий поэт должен, по Р. М. Рильке, подражать вещам, создавая стихотворения — вещи. В сборнике «Новые стихотворения» в этом жанре написаны «ранний Аполлон», «Лебедь», «Газель», «Единорог», стихи о Шартрском соборе. Они отличаются пластичностью, яркостью словесных образов, передающих осязаемость и зримость предметов реального мира.
Но что же такое в этом мире человек? Эту философскую проблему Р. М. Рильке решает в сборнике «Дуинезские элегии». Человек одинок, бесконечно одинок. Даже звери чувствуют, что человеку не так уж уютно в созданном им » мире значений и знаков». А что осталось от мира вещей?
— Нам остается, быть может,
— Дерево там, над обрывом, которое мы ежедневно
— Видели бы; остается дорога вчерашнего дня
— Да прихотливая верность упрямой привычки.
— Которая к нам привязалась и бросать не хочет.
Итак, вещи бренны и недолговечны. И задача поэта состоит в том, чтобы спасти вещи от гибели, одухотворив, сделав их невидимыми. В программном стихотворении «Поворот» об этом говорится так:
— Зрение свой мир сотворило,
— Сердце пускай творит
— Из картин, заключенных в тебе.
Итак, Р. М. Рильке в своих стихах создал своеобразную философию. Бог, человек, мир явлений все это поэтом осмыслено и пережито. Присущая Р. М. Рильке духовная широта, глубина мысли, и непосредственность чувства ставят его в число наследников великих гуманистических традиций европейской литературы прошлого.