Стихотворения и поэмы Александра Ивановича Полежаева (1804-1838)
В 1832 г. появились две книжки молодого поэта, обратившие на себя внимание новизной содержания и проникшими в общество сведениями о печальной судьбе автора. Это были «Стихотворения» А. И. Полежаева и две его поэмы: «Эрпели» и «Чир-Юрт». В следующем году вышел второй сборник Полежаева «Кальян». И лирика молодого поэта, и его эпическая поэзия мало походили на распространенные тогда романтические элегии и поэмы, хотя и затрагивали сходные мотивы разочарования, одиночества, печальной судьбы (лирика) или популярную в то время кавказскую
Полежаев был незаконным сыном пензенского помещика Л. Струйского и крепостной А. Федоровой, выданной замуж уже после рождения ребенка за мещанина И. Полежаева. Детство будущего поэта, проходившее в людской, среди дворовых, отдалило его от барской среды и сблизило с народом. Другой круг воздействий на личность Полежаева связан с его учебой в Московском университете, куда он поступил вольнослушателем (как разночинец) в 1820 г. Университетская молодежь этого времени в значительной своей части чутко реагировала на идеи передового общественного движения.
Вольнолюбивые, антиправительственные настроения Полежаева нашли выражение в написанной им в 1825 г. поэме «Сашка». В этом произведении отразились впечатления начинающего поэта от только что появившейся первой главы «Евгения Онегина». Здесь и пушкинский зачин («Мой дядя — человек сердитый. Зато какая же мне скука. Так, растянувшись на телеге, студент московский размышлял.»), и шутливая манера изложения, и бытовые картинки, и лирические отступления, и строфическая (напоминающая «онегинскую строфу») форма. Но заимствованная схема наполняется иным содержанием. Героем Полежаева является не светский денди, а студент-демократ, близкий самому автору. Вся манера изложения характерна не для «свободного романа» с его тонкой, изящной шутливостью, а для комической поэмы, допускающей грубое, иногда почти непристойное балагурство. Все это делает «Сашку» своеобразным вызовом дворянской литературе и дворянскому обществу, хотя в поэме нет, конечно, никакой пародии на пушкинский роман. В поэме немало и прямых выпадов против аристократии, против духовенства и даже против самодержавия. Поэт мечтает о том времени, когда его отчизна свергнет с себя бремя «своих презренных палачей».
Ознакомившись с этой поэмой (через посредство Ш отделения, куда поступил донос на Московский университет как рассадник вольномыслия), Николай I не без оснований усмотрел в произведении Полежаева «следы, последние остатки» декабристских настроений. Расправа была короткой: в 1826 г. выпускник университета был отдан в солдаты. При этом Николай I не преминул разыграть комедию: привезенного ночью во дворец юношу царь заставил прочесть в своем присутствии поэму, а затем напутствовал поцелуем в лоб и пожеланием искупить свою вину солдатчиной.
Солдатская жизнь для Полежаева была непрерывной цепью страданий и преследований, вызывавшихся малейшими попытками протеста со стороны бунтарски настроенного поэта, который идейно был близок к передовым кругам русского общества. Имеются данные о его связи с братьями Критскими. Позднее, после своего возвращения в Москву, в 1833-1837 гг. Полежаев сближается с А. И. Герценом и Н. П. Огаревым. Но стремления талантливого поэта к достой — ной человека жизни парализовались его бесправным положением, не ограждавшим его даже от телесных наказаний. Результатом всего этого была чахотка, преждевременно сведшая в могилу поэта-солдата, лишь накануне смерти произведенного в офицеры.
Лирика Полежаева была глубоко искренней и горячо эмоциональной исповедью того, кто
— Во цвете лет без жизни жил,
— Без смерти умер в белом свете.
Предельно личное, автобиографическое творчество Полежаева исполнено в то же время огромного общественного содержания. «Он был явлением общественным, историческим,- писал о Полежаеве В. Г. Белинский,- и, говоря о нем, мы говорим не о частном человеке» (VI, 127-128). Это объясняется характерностью судьбы Полежаева как одной из многих жертв николаевского режима.
Новым словом в русской поэзии прозвучал «тюремный цикл» стихов Полежаева, написанных в 1828 г. («Песнь погибающего пловца», «Ожесточенный», «Живой мертвец», «Александру Петровичу Лозовскому»). Они приоткрыли перед читателем страшную обстановку солдатской тюрьмы в царской России, потрясли картиной невыносимых физических и моральных страданий человека, попавшего туда.
Стихотворения Полежаева полны не только чувства острой боли, но и настроений гневного протеста. Такова, например, связанная с традициями гражданской лирики «Песнь пленного ирокезца» (1828), символика которой применительно к русскому крепостничеству разгадывалась легко и безошибочно. Вне печати, частично или полностью, оставались политические стихотворения Полежаева, в которых поэт выступал прямым врагом самодержавия, обличителем деспотизма: «Четыре нации» (1827), «Негодование» (1834), «Опять нечто» (1835, опубл. 1925).