Ниоба – персонаж “Метаморфоз”

Ниоба – персонаж “Метаморфоз”, фиванская царица родом из Лидии, жена Амфиона. Она оскорбила Латону (Лето) тем, что кичилась перед ней, матерью всего двоих детей (Аполлона и Артемиды), своей многодетностью (по разным версиям, у нее было от 3 до 20 детей, сыновей и дочерей). В наказание Аполлон убил ее сыновей, а Артемида – дочерей. Сама Н. превратилась в скалу. Ее история – пример одновременно и наибольшей дерзости, и наибольшего горя. В “Илиаде” ее историю Ахилл рассказывает Приаму – в этой версии у Ниобы шестеро сыновей и. шесть дочерей; после смерти они девять дней лежат непогребенные (поскольку в камень превращены все жители города), их хоронят сами боги.
Трагедии Эсхила и Софокла на этот сюжет не сохранились
В “Метаморфозах” Овидия рассказ о Н. стоит в ряду других историй о дерзких людях, бросающих вызов богам. Н. соревнуется с Лато-ной в многодетности так же, как Арахна с Афиной – в ткаческом искусстве, а Марсий с Аполлоном – в музыкальном. Переход от Арахны к Н. мотивирован тем, что до свадьбы они были подругами; но наказание землячки не научило Н. смирению. Начало истории о ней Овидий строит по образцу рассказов об отказах почитать Диониса как новое божество. Дочь Тире-сил, пророчица Манто, объявляет фиванцам, что Латона требует себе поклонения. Возмущенная Н. запрещает своим подданным почитать Латону, говоря, что она ничуть не меньше заслуживает поклонения, и перечисляет свои достоинства: род (она дочь Тантала, что делает – по мнению Латоны – ее нечестие наследственным), царская власть, богатство, красота. Главный же довод – семеро сыновей и семь дочерей. Н. говорит, что счастлива и что ее счастье гарантировано числом детей – если кто из них и умрет, все равно останется больше, чем у Латоны (мотив роковой уверенности в своем счастье, – ср. Поликрат, Крез). Из страха перед Н. фиван-цы молятся Латоне шепотом. Оскорбленная Латона жалуется своим детям – Аполлон, божество внезапной смерти, прерывает ее: “Перестань говорить! Замедляешь ты жалобой кару”. Вместе с Дианой (Артемидой) они отправляются в Фивы. Далее следует подробное описание гибели сыновей Н. и Амфиона: смерть застает их за мирными спортивными развлечениями – борьбой и верховой ездой. Младший сын молит о пощаде – Аполлон дарит ему легкую смерть. Узнав о смерти сыновей, Н. негодует на то, что “права их (богов) так велики”. Амфион кончает с собой. Н. потеряла все прежнее величие, но не гордость – хороня сыновей, она снова оскорбляет Латону: “У несчастной больше осталось, /Чем у счастливой тебя”. При этих словах Диана начинает убивать стоящих тут же дочерей. Только перед смертью младшей Н. смиряется и просит ее пощадить, но убита и младшая. Неподвижно сидящая около еще не похороненных сыновей и только что убитых дочерей, Н. превращается в камень – Овидий описывает ее метаморфозу как реализацию метафоры “окаменеть от горя”. Ее, ставшую мраморной, вихрь уносит на родину в Лидию. Завершается рассказ описанием лидийской скалы, “поныне еще источающей слезы”. Образ Н. в скалах Сипила был известной в античности достопримечательностью.




1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Loading...


Литература просвещения.
Сейчас вы читаете: Ниоба – персонаж “Метаморфоз”