Автобиографичность романа «Как закалялась сталь»

Всем известно, что знаменитый роман «Как закалялась сталь» написан русским писателем Николаем Островским. Однако не каждый знает об авторах этого романа. Оказывается, что Анна Караваева и Марк Колосов по заданию комсомола были отправлены в творческую командировку помогать больному и слепому автору доработать рукопись будущей знаменитой книги. Написанная по слепым линейкам и под диктовку, она была очень далека от совершенства.
Анне Караваевой и Марку Колосову пришлось будущую знаменитую книгу не просто править, но и дописывать, местами

писать. В архивах Николая Островского, да и в сочинском музее должны храниться не только листы с линеечками для «слепого письма», но и тексты, сотворенные двумя командированными писателями. Но всякий профессионально читающий человек без труда заметит, что в книге «Как закалялась сталь» яркие, порой даже самобытные куски прозы соседствуют с тусклым, невыразительным текстом — в первом случае — это рука даровитой писательницы Анны Караваевой, во втором — тишайшего писателя Марка Колосова. О том, как создавалась книга «Как закалялась сталь», и не только двумя командированными писателями, но и
в издательстве «Молодая гвардия», как-то мало и невнятно говорилось и говорится.
Но, несмотря ни на что, роман «Как закалялась сталь» — это бессмертное произведение современности. И жизненный путь, борьба и нравственный подвиг главного героя романа — это, по существу, жизненный путь самого писателя, Николая Островского.
Горячее время Гражданской войны отразилось в этих книгах, эпоха, решающая судьбу нашей страны и круто повернувшая всю нашу историю.
Многие писали об этом. Но, пожалуй, никому не удавалось рассказать о героике двадцатых годов двадцатого века с такой силой, как авторам произведений «Разгром» и «Как закалялась сталь».
Необыкновенный талант? Редкий дар изображения словом? Да, без них не было бы ни Фадеева, ни Островского. Но выше всего — их великий талант любви к человеку. Дар понимания того, ради чего стоит жить, пойти на подвиг, и, может быть, не пожалеть даже самой жизни.
Об Александре Александровиче Фадееве можно сказать словами А. Н. Толстого: «Он целиком рожден Октябрем.». Сам писатель любил говорить о себе, что ему и его товарищам выпало на долю счастье с оружием в руках защищать завоевания Советской власти, им первым повезло сказать новое слово в литературе. Среди современников и соратников Фадеева был и Николай Островский, писатель-комсомолец, чья жизнь — подвиг, легенда.
Активные участники Гражданской войны, Фадеев и Островский пришли в литературу с этой героической темой. Она занимает центральное место в их творчестве. В своих произведениях писатели показывают, как в процессе кровавой борьбы с врагами Советской власти шло формирование человека нового типа, как в этом сложном процессе преодолеваются собственнические, эгоистические, анархические черты характера, как воспитываются качества человека-борца.
В романе «Разгром» Александр Фадеев воссоздает судьбы различных людей, пришедших разными путями к революции: Левинсона, Метелицы, Дубова, Бакланова, Вари, Морозки, Мечика, который не выдержал испытаний борьбы с врагами и стал предателем. Крупным планом автор выделяет колоритную фигуру Морозки. Если в начале повествования мы видим лихого партизана, разбитного человека не очень твердых моральных правил, то в конце романа перед читателями предстает настоящий боец революции, глубоко постигший ее смысл, погибающий как герой ради спасения отряда.
Очень важно, что Фадеев показывает организованный характер борьбы за Советскую власть и создает новый образ в литературе — тип руководителя, вожака Левинсона. Такие люди рождены революцией, именно им принадлежала главная роль в организации борьбы народных масс в Гражданской войне. Мы видим Левинсона в трудные дни, когда он мужественно и терпеливо сохраняет остатки своего партизанского отряда, находит выход, казалось бы, из безнадежных ситуаций (эпизод на болоте), борется с паническими настроениями и случаями мародерства.
Рождение нового человека в горниле Гражданской войны, но только на другом материале и в ином плане показывает Николай Островский. Если действие романа «Разгром» происходит на Дальнем Востоке, то Островский повествует о жизненном пути Павки Корчагина, рабочего паренька из шахтерского городка. В центре романа «Как закалялась сталь» — судьба одного героя, характерная для первого поколения комсомольцев. Конечно, Павка не одинок, его окружают друзья: Сережка и Валя Брузжаки, Рита Устинович, Жухрай, Иван Жаркий, Тая и другие.
Каждый по-своему, искренне и правдиво, Фадеев и Островский показывают героику Гражданской войны в жестокой борьбе с защитниками старого мира, «беляками» и бандитами, с разрухой, собственническими, рваческими, мещанскими пережитками в сознании людей.
Пройдут годы. Мы станем взрослыми. Но перечитывая книги о героическом прошлом нашей Родины, как в юности, мы почувствуем гордость за тех, кто в пламенные двадцатые годы боролся и погибал, завоевывая сегодняшний мир, как герои Островского и Фадеева.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Автобиографичность романа «Как закалялась сталь»