Роман Новалиса «Генрих фон Офтердингер» — миф о целостности средневекового мира
Свои основные эстетические идеи Новалис воплотил в романе «Генрих фон Офтердинген» (1800; из намеченных двух частей вторая была только начата).
Историческим прототипом для своего героя Новалис избрал миннезингера начала ХШ в. Основные идеи и весь замысел романа раскрываются как развернутая эстетическая утопия, смысл которой сконцентрирован в аллегорической сказке главного героя Клингсора. Свою эстетическую утопию Новалис проецирует в феодальное прошлое Германии. Но было бы совершенно неверно полагать, что в романе он идеализирует
Построение романа четко продумано и имеет стройный логический характер. Воссоздавая облик Гете в образе Клингсора, автор изображает последнего как величайшего поэта.
Этот символ, в свою очередь, сливается с идеальной возлюбленной, которую Генрих обретает в Матильде, затем, потеряв ее, находит вновь в ее перевоплощении — в Циане. Но символ «голубого цветка» имеет в романе гораздо более широкий смысл, нежели ассоциация с возлюбленной. Идеал — это не только любовь. Это тот путь познания, через который должен пройти герой Новалиса. Возлюбленная — лишь часть этого идеала, лишь веха на этом грандиозном пути постижения истины и красоты