“Песня о Гайавате” (1855) Генри Лонгфелло

“Песня о Гайавате” (1855) Генри Лонгфелло открыла европейцам поэтическое видение Америки. А “Песни о рабстве” (1842) этого же автора подняли аболиционистское движение, в котором профессор Гарвардского университета Лонгфелло принимал активное участие. Лонгфелло являлся сторонником свободы и демократии, а впрочем, его творчество является глубоко религиозным. Он утверждает ненасильственные пути достижения справедливости. “Он призывал людей к любви, миру и братству”, – утверждал И. Бунин, который всю жизнь переводил американского

поэта.
“Песню о Гайавате” Г. Лонгфелло создал на основе фольклора индейцев. Он мечтал о единой американской нации, в которой люди не будут разделенными, согласно цвету кожи, поэтому индейские легенды о добром богатыре Гайавате Лонгфелло считал американскими национальными легендами. Индейский фольклор воспринимался американскими романтиками как один из источников развития сугубо американской культуры, которая в отличие от британской, объединяет в себе песни и легенды не только бывших англичан, шотландцев, ирландцев, немцев, французов и голландцев, а и фольклор выходцев из Африки, который наслоился на
культуру коренных жителей континента.
Образ Гайаваты является историческим. Этот “индейский Христос” жил в ХV ст. и был одним из вождей североамериканских жителей. Индейцы считали, что Гайавата происходил от богов, был их посланцем, поэтому в легендах и песнях о нем так много фантастических элементов, начиная от сверхчеловеческой физической силы человекобога, и заканчивая его же необыкновенной мудростью (при жизни Гайавата успел сделать множество изобретений, которые существенно улучшили жизнь его народа ).
Лонгфелло осмысливает фигуру Гайаваты в романтическом ключе: индейский вождь разговаривает с растениями и животными, называет их своими “братьями и сестрами”. Природа в поэме выполняет не просто функцию фона, она является особым обществом, в котором живут яркие личности – умелые строители бобры, запасливые белки, веселые косули. Жители прерий ведут независимое существование, общаются с людьми по неписаным давним законам. В поэме детально представлен быт индейских поселков, показан традиционный уклад их жизни
Как и всякий романтик, Лонгфелло модифицирует действительность согласно собственному морально-эстетическому идеалу. Идеализированной жизни ирокезов должен прийти конец, так как в Америку приближаются корабли с белыми поселенцами. Лонгфелло вспоминает о кровавых расправах с индейцами, но не это является главным для него. Главным является завещание Гайаваты, который, отходя на небо, завещает своему народу не оказывать сопротивление христианам. Апофеозом принятия христианства индейскими племенами завершается поэма.




Functional styles of the english language.
Сейчас вы читаете: “Песня о Гайавате” (1855) Генри Лонгфелло