Уильям Купер

Уильям Купер (Каупер, 1713-1800) был человеком, сознательно из бегавшим шума больших городов, жившим в глуши, вступившим в религиозную секту методистов. Этому способствовала душевная болезнь постоянные приступы меланхолии, мучившие его всю жизнь. Но увлечение недавно возникшей сектой методистов было характерно для многих: английских бедняков, искавших забвение и выход в религиозных мечтаниях. Методисты называли свое учение «религией сердца», не придавали значения догматам и обрядам и позволяли себе в своих проповедях элементы социальной

критики — обличение роскоши и эгоизма богатых. Не удивительно, что эти проповеди имели успех среди широких. слоев населения и что между сентиментализмом в поэзии и методизмом в религии наметилась какая-то связь. Основатель методизма Джон Уэсли пропагандировал и издавал «Ночные думы» Юнга и сам сочинял гимны.
Купер начал также с религиозных гимнов («Олнейские гимны», 1779), в которых проявилось редкое его поэтическое дарование. Купер становится известным поэтом лишь в пятидесятилетнем возрасте. Расцвет его творчества падает на 1780-1785 гг. Объясняется это выздоровлением от душевной болезни, наступившим в этот
период. Выходит двухтомный сборник его сатир («Поэмы», 1785), в которых он бичует высшие классы Англии; говорит о народной нищете и его обширная поэма «Задача» (1785).
«Задача» была задана поэту его приятельницей, которая предложила ему написать стихи о софе, стоящей в комнате. Подобные стихи о предметах, обычно написанные в шутливо-ироническом тоне, были распространены в литературе классицизма. Казалось бы, Купер в подобной поэме продолжает линию Попа. Однако именно Попа Купер не любил и даже отказывал ему в звании поэта.
В его поэме кроется известная полемика с Попом: даже такая незначительная тема, охватывая все более расширяющийся круг впечатлений и понятий, приводит истинного поэта к созданию серьезной поэмы. Рассказ о софе превращается у Купера в рассказ о себе, о своей жизни, о своих знакомых. Идиллические картины домашнего уюта, пейзажные зарисовки, сценк» из жизни животных, которых автор очень любит, портреты тружеников, занятых своим повседневным делом, соседствуют с горестными размышлениями о гибели английской деревни, о страданиях бедняков и жесто^ кости богатых, с гневными инвективами против буржуазного города.-«Бог создал природу, человек создал город!» — восклицает поэт.
Влияние Руссо на Купера чувствуется не только в этой фразе. Самый идеал уединения, образ отшельника, тяготящегося мерзостями окружающего мира, ненависть к буржуазной цивилизации — все это может быть названо руссоизмом на английской почве. Купер интересуется и судьбами Франции, где царит деспотизм, призывает к грядущей революции, к разрушению Бастилии (за несколько лет до ее разрушения). Сентиментализм Купера близок сентиментализму Стерна, который также оказал на него влияние: от ничтожно малых предметов и причин к широчайшим обобщениям и глубоким выводам — таков ход человеческой мысли по Куперу. Реальны образы крестьян и их судьба в изображении Купера, прост и естествен его язык.
Купер создал и юмористическую поэму «Веселая история Джона Гильпина» о скитаниях лондонского галантерейщика, так и не попавшего на веселую пирушку в загородную таверну по причине скверного нрава своей лошади, которая не захотела ему подчиняться. В некоторых моментах эта поэма предваряет «Тэма ОШентера» Бернса, где-злокозненная кобыла Мэгги тоже играет значительную роль.
Купер писал и трогательные лирические стихи («К Мэри», «По поводу получения портрета моей матери»). Большой

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Уильям Купер