Фенимор Купер – основоположник авантюрного и социально-критического романа

Купер – основоположник исторического, авантюрного и социально-критического романа в литературе США. Автор 33 романов, в частности морских, сатирических, романов, в которых изображаются обычаи. Своим творчеством писатель вписывается в рамки романтического направления в литературе. Купер был сыном землевладельца-конгрессмена из штата Нью-Йорк, который создал поселение Куперстаун, где прошло детство будущего романиста. После обучения в местной школе он проучился два года в Йельском колледже – оттуда Купера исключили за дисциплинарное нарушение.
Прослужив пять лет на флоте, Купер вступил в брак и начал писательскую деятельность первым, художественно слабым романом “Осторожность” (“Precaution”, 1820). Известным писатель стал уже после выхода в печать романа “Шпион” (“The Spy”, 1821), посвященного американской революции, первого произведения в этом жанре, написанного “американцем, об американцах, для американцев” (В. Ковалев). Купер начинал здесь тему простого, скромного патриота Гарви Берча, защитника своей отчизны, секретного агента Дж. Вашингтона – эту тему в литературе США продолжат Г. Мелвилл и Марк Твен в “Янки из Коннектикута при дворе короля Артура”.
Тот факт, что романы Купера не являются, даже в своем подходе к “историзму”, простым наследованием В. Скотта, видно из главного его произведения, которое принесло Куперу славу мирового писателя – серии из пяти романов, названных “Повестями о Кожаном Чулке” – по имени главного героя, следопыта и охотника Натти Бампо. Хотя каждый из романов исследует один из периодов жизни героя, а вместе с ним – и этап освоения континента и становления нации, с жанровой стороны они значительно различаются. Например, роман “Пионеры” (“The Pioneers”, 1823), наиболее социально-проблемный в серии, насыщенный общественными конфликтами и изображением галереи типов, которые пришли вместе с буржуазной цивилизацией, вследствие чего первопроходцы-пионеры, которые осваивали дикий край, вынуждены податься дальше, на Дикий Запад. “Последний из могикан” (“The Last of the Mohicans”, 1826) – самый авантюрный и наизнаменитейший из романов Купера, динамический по фабуле, где писатель ставит проблему “краснокожих дьяволов” или “благородных дикарей” – проблему отношения к индийской культуре и ее месту в США.
Она заметно идеализирована как в образе преступника Магуа, вождя гуронов, так и в образе Ункаса, идеального “рыцаря” лесного захолустья, юного индейца. Такой же возвышенный характер имеет и идеальная дружба представителей двух рас, двух культур – Чингачгука и Соколиного Глаза (Натти Бампо). Писатель считает, что индейцу придется уйти с исторической арены – в этом трагедия американских аборигенов, неспособных адаптироваться к цивилизации. “Прерия” (“The Prairie”, 1827) – третий роман серии, которая завершается смертью Натти (или Трапера) на просторах американских прерий. Эти огромные пространства, по мнению автора, должны заставить человека определиться перед неизвестным в жизни, перед небывалым в истории, как и перед самим собой, и сделать этический выбор. Это наиболее “философский” из всех романов о Кожаном Чулке.
Центральный образ разведчика лесов, пионера-первопроходца, стал одним из архитипичных персонажей литературы США. Он – фигура двойственно – противоречивая: друг индейцев и вместе с тем их истребитель, охранник природы, и, как представитель “цивилизации”, ее предатель. К собственно историческим романам Купера принадлежат “Лайонел Линкольн, или Осада Бостона” (“Lionel Linkoln.”, 1825), посвященный войне за независимость США, “Долина Виштон-Виш” (“The Wept of Wish-ton-Wish”, 1829) – о пуританах Новой Англии, где впервые использован мотив смешанного брака и “индейского плена”, “Мерседес из Кастилии” (“Mercedece of Castile”, 1840) – роман о плавании X. Колумба и ряд других. Как зачинатель морской темы, Купер является автором “Лоцмана” (“The Pilot”, 1823), авантюрного романа о Джоне Поле Джонсе, американском флотоводце эпохи войны за Независимость, “Красного Корсара” (“The Red Rover”, 1828), “Морской волшебницы” (“The Water Witch”, 1830) и “Двух адмиралов” (“The Two Admirals”, 1842). Опытом службы на флоте навеяна документальная “История флота Соединенных Штатов” (“The History of the Navy of the United States of America”, 1834). Года пребывания в Европе (1826-1833) заставили Купера развернуть ряд сопоставлений американской демократии с европейской тиранией как следствие развития двух разных цивилизаций – сугубо американская, настолько же правильная, насколько и однобокая антиномия.
Эта идея, выдержанная иногда в чем-то схематическом, пропагандистском духе, пронизывает роман “Браво” (“The Bravo”, 1831), посвященный венецианской республике, “Генденмауер” (“The Heiderrmauer”, 1832) и “Палач” (“The Headsman”, 1833). Однако возвращение в США в 1833 г. вызвало обратную реакцию разочарования, связанного с изменением в мировоззрении писателя: вместо демократии он увидел на родине тенденции к собственничеству и накоплению. Поэтому вместо панегирика американской демократии на манер созданной перед поездкой книги “Взгляды американцев” (1828) Купер написал преисполненное горечи “Письмо к соотечественникам” (“A Letter to His Countrymen”, 1834).
Это документально-публицистическое произведение открыло новую грань творчества писателя – сатирический памфлет, каким стал роман “Моникини” (“The Monikins”, 1835), книги “Домой” (“Homeward Bound”, 1838), а также “Американский демократ” (“The American Democrat”, 1838). Эти книги послужили причиной жесткой полемики в печати и травли писателя, обвиненного в “антипатриотизме”. Позиция Купера была непростой: сам большой землевладелец, он говорил о нарушении американских демократических принципов, считая, что народом манипулируют политиканы и дельцы. В этой ситуации Купер ощутил необходимость вернуться к национальному прошлому, чтобы найти ответ на разногласия современности. Так появились два последних романа серии о Кожаном Чулке – “Следопыт” (“The Pathfinder”, 1840) и “Зверобой” (“The Deerslayer”, 1841).
Место Купера в литературе США, несмотря на взлеты и падения интереса ко многим его произведениям, остается значительным, прежде всего как мастера романного жанра и рассказчика. Он владел даром проблемности и “формулированности” образа – “Пионеры”, “Последний из могикан” и “Прерия” стали ходовыми понятиями-штампами, но безошибочно обозначили коренные проблемы и тенденции времени. Важнейшие герои – такие, как Натти Бампо, Гарви Берч, галерея “белых” и “индейских” персонажей, – содержат в себе несомненное качество общечеловеческих типов. Сила Купера-Рассказчика нередко прячется за кажущимися слабостями Купера-Художника (слабая характеризация, плоскостной подход к изображению персонажей, предубежденность, обусловленная национальной принадлежностью или социальным положением). Однако должны быть оценено мастерство и новаторство Купера-художника, рассказ которого может вестись одинаково свободно и от первого лица, и от нескольких рассказчиков, молодого и старого.
Читатель приобщается к величию исторических процессов, хотя иногда испытает ощущение человеческой утраты среди диких стихий и временных изменений. Разные грани таланта Купера-Романтика вызвали критику писателей-реалистов (Марка Твена, Брета Гарта), однако они же вызвали восхищенные отклики Дж. Конрада и Д. Г. Лоуренса. Посмертная слава Купера превратила его в автора а




1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Loading...


Животные в литературе.
Сейчас вы читаете: Фенимор Купер – основоположник авантюрного и социально-критического романа