Краткое содержание «Очарованный странник» Лесков
Груша — молодая цыганка, с которой знакомится Иван Северьяпыч Флягни. Артистизм, страстность и гордость — основные качества Груши. Красота Груши — страстная, влекущая. В ее портрете акцентированы глаза.
Основная сюжетная функция Груши — ´чаровница-колдунья´, завораживающая, очаровывающая Флягина, впервые пробуждающая в нем любовь к женщине. Груша — женщина, любимая Флягиным, но не разделяющая его любви, — выступает также в функции несчастной жертвы: се оставляет любовник-князь Груша кончает жизнь самоубийством, упрашивая
Иван Северьяныч, как и сказочного персонажа, отличает неуязвимость, благополучное преодоление препятствий и преград . Флягип наивен, как бы глуп, подобно дураку-герою волшебных сказок: Иван в награду за спасение жизни хозяев — графа К., графини и их дочери — просит себе одну гармонь, отказывается от предложения другого хозяина — князя — ссудить его деньгами и записать в купеческое сословие.
Он меняет множество социальных ролей и профессий, сначала Ф. форейтор — крепостной графа К., затем беглый служитель в няньках при барском ребенке, пленник у ´татар´ , помощник князя, отбирающий для покупки лошадей, солдат — участник кавказской войны, актер в петербургском балагане, монах . Наиболее очевидна соотнесенность Флягина с персонажем жития. Иван — дитя, рожденное по молитвам родителей и обещанное Богу, приход его в монастырь и паломничество на Соловки еще в юности предсказаны в сновидении. Флягина искушают бесы, он открывает в себе пророческий дар.
Сам Иван Северьяныч ощущает присутствие провидения, божественного промысла в своей жизни. Эти сюжетные мотивы и эпизоды традиционны для жизнеописания святого, однако ´бесовские искушения´ в повести представлены комически, а дар пророчества Флягина изображен с иронией. В отличие от персонажа жития Иван не святой, а монастырь — не последнее место в его странствиях. Сюжетная функция Флягнна-победителя на поединке ´татарина´ Савакирея сходна с функцией былинного богатыря, побеждающего врагов. Сближение лесковского героя с былинными богатырями подчеркнуто в портрете пожилого Флягина: ´он был в полном смысле слова богатырь, и притом типический, простодушный, добрый русский богатырь, напоминающий дедушку Илью Муромца на прекрасной картине Васнецова и в поэме графа Л. К. Толстого.
Казалось, что ему бы не в рясе ходить, а сидеть на ´чубаром´ да ездить в лаптишках по лесу и лениво нюхать, как ´смолой и земляникой пахнет тем-ный бор´. Бесприютность, гонимость Флягина, жизнь в ´татарском´ плену, преобразившая героя встреча с Грушей соответствуют сюжетным мотивам романтической литературы. Однако мотивировки его поступков совсем иные, нежели у романтического героя. Флягип бежит в ´татарскую´ степь не потому, что ему опостылел родной мир: его грозится арестовать русским чинов-пик за убийство на поединке ´татарина´ Савакнрея . Внезапная страсть Ивана к Груше представлена одновременно и как таинственное превращение под влиянием магии барина-магнетизера, и как следствие опьянения героя; двоится и образ магнетизера: он и обладатель волшебного дара, и опустившийся пьяница-шар латан.
Соотнося события жизни Флягина с романтическими сюжетами, Лесков стремится показать, что судьба обыкновенного, простого русского человека может быть более необычна, экзотична, чем история романтического героя. Ивана отличают детская наивность и прямодушие. Он тонко чувствует красоту природы. Ему свойственны самоотверженность и бескорыстие: искупая грех — убийство Груши, он освобождает от тяжелой солдатской службы молодого крестьянина, под его именем отправляясь служить в армию; если начнется война, он хочет оставить монастырь и уйти сражаться, с тем чтобы ´за народ помереть´; он заступается за обижаемую молоденькую актрису; служа в няньках при барском ребенке, он, невзирая па угрозы хозяина, отдает ребенка матери, бывшей жене барина.
Но Флягин не является героем-праведником. Даже его добрые поступки могут объясняться совсем не добрыми желаниями: возможно, Флягин отдает ребенка матери из чувства сострадания, но, может быть, и из духа противоречия, пренебрегая приказанием хозяина. В юности Ивану присуще и жестокое удальство: служа в форейторах, он засек кнутом монаха.
Убийство монаха Флягин позднее будет считать грехом, но другие жестокие, нехристианские поступки он вспоминает спокойно. Мораль Ивана Северьяныча ограниченна: он не видит вины в убийстве на поединке Савакирея, не вспоминает об оставленных татарских женах и детях, ибо не был обвенчан с татарками, а их дети не были крещены. Неизменная черта Фляпша на протяжении всей жизни — чувство собственного достоинства, верность словам: ´Чести моей никому не отдам´. Флягин воплощает основные черты русского народного характера, его светлые и темные стороны