Такова, например, полесская легенда «Лес шумит» (1886), в которой был создан величественный лесной пейзаж, необходимый для того, чтобы у читателей создалось впечатление силы и могущества народного гнева. Итак, в середине 80-х годов почти одновременно в творчестве Короленко возникают такие произведения, как «Соколинец», «В дурном обществе», «Слепой музыкант», «Лес шумит». Написанные на различном жизненном материале, они раскрывали единый авторский замысел и призваны были содействовать в условиях глухой реакции пробуждению сознания демократического читателя. Романтические тенденции, свойственные всему творчеству Короленко, по в особенности его раннему периоду, вполне соответствовали тем идейно-творческим задачам, которые ставил перед собой писатель.
С самого начала литературной деятельности Короленко неизменно стремился к познанию многих загадок народной жизни и народного характера. Мысль о стихийной народной силе, которая ждет только толчка, чтобы пробудиться, объединяет «Сон Макара» и рассказ «Река играет» (1892). В первом случае сюжет строился на фантастической основе; в новом рассказе обстановка приближает читателя к более будничной, повседневной действительности.
Перевозчик Тюлин воспринимает бурю как призыв к действию. Недавно пассивный и равнодушный, он оказывается способным на подвиг. Как отметил М. Горький, Тюлин ничего общего не имеет с благостными, добродушными мужичками, идеализированный образ которых часто встречался в народнической беллетристике. Герой рассказа Короленко поначалу ничем не отличается от окружающих его мужиков — ни по внешнему виду, ни по поведению. Но в минуту опасности он преображается, просыпается дремлющая в нем сила, его взгляд становится «разумнее и тверже», исчезают лепь, покорность судьбе и постоянная апатия. Впрочем, когда проходит краткий период подъема и напряжения всех его сил, он слова «вяло тычет шестом, с расстановкой и прежним уныло-апатичным видом». Как и другие произведения (например, «Соколинец»), рассказ «Река играет» заканчивается лирическими размышлениями автора, опережающими его восприятие преображения, свершившегося с Тюлиным. Пусть Тюлин снова «стихийный, безобразный, распущенный», но автору все же «так легко, так свободно на этой тихой реке». М. Горький писал: «.это любимый мой рассказ; я думаю, что он очень помог мне в понимании «русской души»
Повесть «Без язык а» (1895) возникла у Короленко...

в результате его поездки на Чикагскую всемирную выставку в 1893 г. Новые впечатления, встречи, увиденные в Америке нищета и бесправие простых людей, мучения украинских эмигрантов, которые попали за океан в поисках счастья, были положены в основу повести. Матвей Лозинский оказывается в Америке лишним и никому не нужным не только потому, что он не знал языка, но и потому, что душевные качества его, честность, трудолюбие, доверие к людям оказываются никому не нужными. Вместе с тем в новых условиях у стихийного правдоискателя Матвея Лозинского пропадает патриархальная забитость, появляется человеческое достоинство, возникает протест против бездушия капиталистического мира и чувство солидарности с людьми труда.
Наиболее крупное произведение, над которым писатель работал последние годы своей жизни, но так и не закончил его — «История моего современника» (1905-1921). Это автобиографическое повествование, стоящее в одном ряду с произведениями автобиографического плана Герцена, Л. Толстого, М. Горького. «История моего современника» знакомит читателя не только с биографией автора, но и с развитием общественного движения в 60- 80-е годы XIX в. Короленко удалось создать типический образ героя своего времени, разночинца, тесно связанного с освободительной борьбой эпохи. Это пс воспоминания в прямом и точном смысле слова, а художественное произведение, воспроизводящее целую историческую полосу русской действительности.
В отличие от своих предшественников Короленко пишет о процессе формирования молодого человека, принадлежащего не к дво-рянско-помещичьей, а к демократической среде, живо интересовавшегося с начала сознательной жизни проблемами не только нравственного, но и общественного характера. Перед читателем раскрывается широкая картина, протяженная во времени и пространстве, захватывающая детство и юность героя, гимназические и студенческие аудитории, нелегальные сходки революционеров, тюрьму, ссылку, украинскую деревню и уральские поселки, Москву, Петербург, Житомир, Вятку, Пермь, Иркутск.
Не менее важным и закономерным окажется рассказ автора о той внутренней эволюции, которая с ним происходит, о преодолении иллюзий, не имеющих опоры в русской жизни. Прочитав первый том «Истории одного города», Горький писал М. М. Коцюбинскому в 1910 г.: «.на каждой странице чувствуешь умную, человечью улыбку много думавшей, много пережившей большой души. Хорошо!»



1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Загрузка...

Тесная связь с украинским фольклором произведений Короленко