Литературная деятельность Альберта Камю
Первые заметки и эссе Камю при всей их незрелости содержат некоторые важные мотивы: анархический бунт против общественных условностей, бегство в мир мечтаний, унижение рационального начала в искусстве. Вообще произведения Камю пронизаны кризисным состоянием духа, характерным для значительной части европейской интеллигенции после Первой мировой войны. Осенью 1935 г. Камю вступил в алжирскую секцию коммунистической партии Франции. Он рассматривал коммунизм как «первый шаг, как аскезу, который готовит почву для более духовной деятельности».
Камю говорит «да» жизни, несмотря на абсурдность бытия, так как необходимо «быть самому вечной радостью становления.» Создавая в сборнике лирических эссе «средиземноморский
Герой повести Мерсо — обобщенный образ, который представляет экзистенциалистический вариант «естественного человека». Разорвав внутренние связи с обществом, мелкий служащий Мерсо живет с осознанием абсурдности бытия. Это острое ощущение абсурда делает его «посторонним», которому чужды ценности и нормы общества. Мерсо живет, подчиняясь инстинктам, остро ощущая красоту естественного мира. В Мерсо кроется небудничный лирический дар.
Почти неосознанно он убивает человека. Во второй части повести история главного героя в процессе судебного расследования возникает будто в кривом зеркале. Мерсо осуждают, в сущности, не за совершенное убийство, а за попытку презреть условными формами общепринятых отношений между людьми, за нарушение правил игры, зато, что он «посторонний». Камю ставит своего героя в типичную для экзистенциалистов «пограничную ситуацию», т. е. в ситуацию выбора перед лицом смерти и абсурда, когда, согласно экзистенциалистской философии, наступает прозрение. Мерсо выбирает свободу знать, что мир абсурдный. Отказавшись пойти на компромисс, Мерсо принимает смерть. Ж. Гренье в одном из своих писем к автору «Постороннего» отмечал влияние Ф. Кафки на стилистику повести.
Камю ответил учителю, что учился «у Кафки духу, но не стилю». Между тем, несмотря на очевидную разницу в стилистике Кафки и Камю оба они тяготели к притчевым формам жанрового мышления, для обоих характерна лаконичность языковой формы при философской глубине содержания. Отмечая внешне бесстрастный тон рассказа в «Постороннем», Р. Варт говорил о «нулевом градусе письма» в повести. Действительно, Камю убежден, что жизнь проста, что люди все усложняют, а потому и говорить о ней нужно просто, без метафор, намеков, сложных культурных реминисценций, за которыми кроется стремление убежать от осознания трагизма человеческой судьбы. Этапным для Камю произведением стала книга «Миф о Сизифе», которая завершает первый период в творчестве писателя. «Миф о Сизифе» имеет подзаголовок: «Эссе об абсурде». Проблемы абсурда и «верховного самоубийства» как выражение человеческого бунта против него, становятся центральными в этом цикле.
В «Мифе о Сизифе» Камю дает определение абсурда: «Сам по себе мир просто не наделен умом: это все, что можно о нем сказать. Но столкновение этой иррациональности с бесшабашным желанием ясности, призыв к которой звучит в глубинах человеческого существа, — вот что абсурдно. Абсурд зависит в той же мере от человека, как и от мира». Абсурд приводит к бунту против Бога и человеческой судьбы. Источником экзистенциалистов в разработке этой проблематики Камю считает Ф. Достоевского. Кириллова, одного из персонажей «Бесов», Камю трактует как «человека абсурда», для которого самоубийство стало единственным средством освободиться от мучения абсурда. Кириллов — логический самоубийца: если жизнь не имеет смысла, то нет смысла и проживать ее. Для Камю признание абсурда — не конечный вывод, а лишь начальная точка в поиске настоящих ценностей.
Проблеме метафизического бунта посвящена пьеса Камю «Калигула». Непосредственным историческим источником сюжета является произведение римского историка и писателя Светония «О жизни двенадцати цезарей». По свидетельству Кристиан Галендо, в 1937 г. Камю читал «Калигулу» Светония. Он был удивлен этой личностью. Он постоянно говорил о нем и главным образом его «играл». В процессе художественной обработки исторического материала Камю отказался от конкретно-исторического анализа и рассматривает главного героя как носителя метафизического бунта, а его трагедию — как трагедию «верховного самоубийства». В 1958 г. в предисловии к американскому изданию сборника пьес Камю писал: «Калигула» — это история «верховного самоубийства». История, которая в высшей степени трагическая и человечная. Из верности самому себе, неверный относительно ближних, Калигула соглашается умереть, постигнув, что никто не может спастись поодиночке и что нельзя быть свободным выступая против других людей».
Потеряв любимую женщину, молодой император сознает простую истину: «Люди умирают, и они несчастны». Калигулу бесит успокоительное вранье, которое его окружает. Он стремится к абсолюту, хочет «жить по правде». Но абсолют недосягаем. Император стремится изменить существующий порядок бытия. Его власть и свобода безграничны. Постижение абсурдности жизни делает из доброго и созерцательного Калигулы жестокого тирана, который убивает своих подданных. В финале пьесы Калигула терпит поражение. Он сознает свою неправоту и поэтому сам обрекает себя на смерть. Зная о запланированном заговоре, он ничего не делает, чтобы предотвратить его. «Если правда Калигулы в его бунте, то его ошибка — в возражении людей. Нельзя все разрушить, не разрушив самого себя», — писал со временем Камю. Пьеса была поставлена в парижском театре Эберто.
Премьера состоялась 25 сентября 1945 г. Роль Калигулы исполнял Жерар Филип. Образ Калигулы вызвал у зрителей закономерные ассоциации с А. Гитлером, хотя, как справедливо отмечают исследователи творчества Камю, «во время написания текста Камю был далек от замысла создать пьесу с историческим ключом».
В 1957 г. Камю стал лауреатом Нобелевской премии по литературе. Премия была присуждена писателю «за его значительную литературную деятельность, которая с чрезвычайной проникновенностью осветила проблемы человеческой совести в нашу эпоху». Выступая по случаю вручения ему Нобелевской премии с речью, которая получила название «Шведской речи», Камю изложил основные основы своей эстетики. Он возлагает на художника ответственность за все, что происходит вокруг. Камю отмечает возрастающую роль искусства и художника в современном мире, а назначение искусства усматривает в «возражении вранья и сопротивлении гнету». В 1959 г. Камю осуществил инсценировку «Бесов» Ф. Достоевского, а в скором времени погиб в автомобильной катастрофе. Ф. Мориак, говоря о месте Камю в современной культуре, отмечал: «Молодой человек жаждет моральных наставлений. И заслуга Камю заключается именно в том, что он удовлетворяет эту потребность».