Проблематика драмы Г Ибсена «Кукольный дом» 2
Генрих Ибсен — известный норвежский драматург, которого, прежде всего, интересовали социальные трагедии и морально-этические проблемы. Чувство собственного достоинства, по мнению писателя, человек должен сохранять при любых обстоятельствах. «Кукольный дом» является одним из известнейших произведений Ибсена, в котором возникает проблема самопожертвования ради любви. Автор взял историю одной семьи, где родственные отношения раскрылись во время вынужденного обмана. Драматург старался таким образом разобраться в механизме супружеского
Именно ради любимого мужа Нора восемь лет тому назад подделала подпись своего умершего отца, чтобы иметь возможность занять деньги у местного дельца Крогстада. Нора сделала это ради того, чтобы заплатить за лечение своего тяжело больного мужа. Свой поступок она сохранила в тайне.
С этого момента начались страдания Норы. Крогстад — человек
Торвальд счастлив, однако Нора уже не та. Женщина поняла, что, желая семейного счастья, она пошла на преступление, а в результате потеряла чувство собственного достоинства. В руках мужа она стала любимой игрушкой. Дом, построенный на неправде и заблуждении, не может быть настоящим домом: словно игрушечный домик, он разрушается после первой бури. Нора собирается оставить семью.
На вопрос встревоженного Торвальда, вернется ли она, звучит решительный ответ: «Для этого должно произойти чудо из чудес, чтобы совместная жизнь по-настоящему стала браком». Торвальд старается удержать Нору, напоминая ей о так называемых «обязанностях перед мужем и детьми». Нора отвечает, что она не только мать семейства, но «прежде всего человек, такая же, как и ты, — или, по крайней мере, должна стать человеком». Своей драмой «Кукольный дом» Генрих Ибсен вскрыл глубокое несоответствие между благопристойной видимостью и внутренней порочностью изображаемой действительности, выразил протест против всей системы общественных взглядов, требуя максимальной эмансипации женщины.
Генрих Ибсен, в своих пьесах он придирчиво анализирует современное ему общество, доказывая, что оно под иллюзией прогресса и цивилизации скрывает моральные недостатки. Ибсен ввел новый жанр синтетической пьесы. Ее особенность заключается в том, что в ней объединяется трагедия и комедия. Это объединение в пьесе «Кукольный дом» имеет странный оттенок, и поэтому пьеса поражает читателя и зрителя. Автор сумел изобразить и подать нам в непринужденной, почти комедийной форме чрезвычайно острую проблему, из-за не разрешения которой разрушилась жизнь.
В центре пьеcы — трагедия семьи Хельмеров: Норы И Торвальда. Они прожили вместе восемь лет, у них трое детей, уютный дом, благосостояние. Нора горячо предана своему мужу и детям. Что казалось бы еще нужно для счастья этой семьи? Но это лишь на первый взгляд. Если мы прислушаемся к пьесе сердцем, то услышим с самого начала произведения подчеркнутую автором какую-то искусственность в этом доме: «Между печкой и дверями столик. Скатерть с фарфоровыми и другим мелочами, книжный шкаф с книгами в роскошных обложках». Частое использование уменьшительно-ласкательной формы заставляет задуматься: не очень хорошую жизнь этой семьи, а что-то другое хочет подчеркнуть автор. Нора с детства мечтала об идеальной семье, для которой она могла бы создавать уют.
Эти мечты напоминают детские игры с куклами — там все такое же опрятное и уютное. Такой куклой была сама Нора, сначала для своего отца, а потом для мужа. Такими куклами стали ее дети, с которыми теперь играет сама Нора. Ее муж также мечтал о счастливой семье, но видел ее немного под другим углом. Он воспринимал Нору не как отдельного человека, а как неотъемлемую составную его спокойной семейной жизни. Для него она была его «куколкой», «белочкой», «птичкой», но ничем другим, ничем большим. Итак, в этом доме не живут, а лишь играются в брак, в благосостояние, в любовь, и даже в человеческое достоинство и честь.
Здесь ничего нет настоящего. Это дом кукол. Главная героиня Нора, одолжив деньги и утаив это от всех, оказывается в бездне одинокой борьбы с ужасом и совестью. Но все это ради любви. Она хотела спасти от тяжелой болезни своего любимого мужа и никого не травмировать. Но Торвальд получает письма от Крогстада и провозглашает «самую справедливую» речь, в которой почему-то преобладает местоимение «мое»: «Ты разрушила все мое счастье, погубила все мое будущее», а когда долговое обязательство возвращается, мы снова слышим его сладкие слова: «. здесь я буду ласкать тебя, как загнанную голубку, которую спас невредимой из когтей ястреба». Но наступает прозрение.
И Нора хочет снять маскарадный костюм. Она не может больше жить в этом духовно пустом доме, и уходит, чтобы найти себя как человека: «Я думаю, что прежде всего я человек, равно как и ты, или по крайней мере должна стать человеком». Так как только человек, а не игрушка имеет право на брак, воспитание детей. Итак, в произведении «Кукольный дом» изображен весь наш человеческий дом фальшивых ценностей, за которыми кроются эгоизм, духовная пустота.
Вот почему пьеса называется «Кукольный дом». Я считаю, что в нашей современной действительности, современных семьях тоже есть искусственные вещи, которые находятся вокруг нас, и искусственные чувства, и искусственные люди-куклы «живут» вблизи. От этой мысли становится жутко. И поэтому, наверное, надо что-то менять, изменять в микроклимате наших семей, и в микроклимате общества.