Проза Д. Гранина на примере повести «Зубр»
Использование документов в художественных произведениях началось не в новое время. Достаточно вспомнить литературные произведения Древней Руси. И современная литература не отошла от пристрастия к документализму, которое проявилось в следовании не только внешним признакам — опоре на реальные факты, события действительности, на конкретных людей, но и в особых отборах и обработке документальных источников, в особых принципах создания художественного образа. Что же такое художественно-документальная проза? Художественно — документальным
Художественно-документальная проза специфична своей дуалистической природой. С одной стороны, фактологическая база: следование документу, факту; с другой — художественно-изобразительные средства, приемы собственно художественной литературы. Фактический материал придает повествованию особую эмоциональную заразительность, рассматриваемая проблематика, как правило носит гуманистическую направленность. Общий стиль и вся система использованных элементов создают атмосферу
Все это нашло отражение и в художественно-документальной прозе Даниила Гранина. Его творческий потенциал, по мнению исследователей и читателя, наиболее ярко раскрывается при рассмотрении концепции личности, созданной на стыке документа, факта и вымысла. Эстетические и нравственные идеалы писателя, воссоздание им судьбы творческой личности во времени, в связи с историческим движением общества в определенную эпоху, а также художественные достоинства делают художественно-документальные произведения Гранина важной составной частью общего развития литературы 60-80-х годов и крупной вехой его творчества. Чем старше и опытнее становился писатель, тем настойчивее шел он по пути литературных «исканий». В первую очередь это сказалось в нежелании пользоваться устоявшимися традиционными жанровыми формами, в потребности их обновления, в поисках необычных жанровых решений. Даниил Гранин: «Я думаю, это потребность. Она вызвана тем, что мне надоедает сочинять. У меня есть другая не менее сильная потребность — воссоздать достоверность жизни, подлинных героев, это всегда художественное открытие. Я, грубо говоря, коллекционирую людей и их судьбы. Во-первых, это литературно интересно, во-вторых, это открытие оригинальной личности». В художественном наследии Гранина 60-80-х годов плодотворный материал для наблюдения особенностей присутствия документального материала в жанре художественной повести дают его «жизнеописания» и «путешествия». Если сопоставить гранинские повести-жизнеописания с древнерусскими житиями, то можно увидеть типологическое сходство. Особенно это заметно в таких произведениях, как «Эта странная жизнь» (1974), «Клавдия Вилор» (1975), «Зубр» (1986). Эти повести объединяет раздумье над идеалом человека и его воплощение в реальной жизни. Следуя традициям житейного жанра, Д. Гранин изображает преимущественно судьбу реального человека, доводя расхождения меджу биографией прототипа и художественного образа до минимума. С этой целью им оставляются подлинными имена и фамилии изображемых людей. Писатель строит произведения на строго документальной основе, обращаясь к архивам, дневникам, письмам, воспоминаниям близких людей своего героя. Автор исследует нравственные истоки духовного сопротивления обстоятельствам. Экстремальные обстоятельства — лучшее испытание, с помощью которого Гранин обнажает суть характеров героев, и документально убеждает читателя в правдивости изображаемого. Автор всегда раскрывает личность необычную, но в то же время реальную. В его произведениях изначально заложен нравоучительный смысл. И это не случайно, так как Гранина всегда интересовало, как влияют его герои на судьбы современников. В конце 1986 — начале 1987 года были опубликованы и сразу приобрели известность три произведения об ученых-генетиках: «Оправдан будет каждый час» В. Амплинского, «Зубр» Д. Гранина, «Белые одежды» В. Дудинцева.
В контексте этих произведений «Зубр» выделяется масштабностью и уникальностью личности главного героя, его художественной убедительностью, многогранностью изображения, широчайшим диапазоном времени (20-70-е годы, а с предысторией героя и того больше), аналитичностью осмысления отдельной жизни и истории. Даниил Гранин: «Зубру» повезло — он пошел в печать, можно сказать, прямо со стола. Хотя, когда я начинал свлю работу, мне пророчили: «Не пройдет!». Задачу я ставил себе — просто рассказать о человеке, которого я знал и любил, восстановить его доброе имя — ведь об антифашистской деятельности Николая Владимировича Тимофеева-Ресовского в самом сердце гитлеровской Германии тогда никто не знал, он сам не любил об этом распространяться, сведения пришлось собирать по крохам. Перед нами действительно великий ученый.» «Зубр» подготовлен всем предшествующим творчеством Д. Гранина. По жанру и типу героя «Зубр» ближе всего к «Этой странной жизни». Автор и сам в некотором отношении ставит героев в один ряд.
«Зубр» выигрышно отличается от предыдущих произведений Гранина социально-историческим фоном, богатейшим, помогающим глубже постичь масштаб личности центрального героя. Писателю удалось раскрыть казавшуюся неисчерпаемой индивидуальную судьбу героя и одновременно «отметить» ее «шрамами всех событий века», совместить в изображении этой судьбы необычность и в то же время включенность ее в историю. Границы хроники одной необычной жизни раздвигаются талантом художника, стремящегося к постижению вечного, общечеловеческого смысла тех вопросов и проблем, над которыми размышляют его герои. Смысл книги выходит за рамки конкретного жизнеописания. Даниил Гранин: «Вот и хорошо, если это получается как бы само собой. Просто в силу того, что события в которые оказалась «включенной» судьба моего героя, коснулись многих и многих. История полифонична и неоднозначна. Понять ее — одна из труднейших и важнейших задач для меня». В своем произведении Гранин обращается к страницам истории, отмеченным трагическими коллизиями, не подлежавшими обсуждению до недавнего времени, ищет не безликие исторические обстоятельства, предопределяющие жизнь человека, а историю выводит из свойств характеров, социальных пород людей.
Более всего писателя волнует смещение, деформация этических нравственных норм в обществе. В этом аспекте Гранин и раскрывает образ Зубра. Сам автор признавался, что предпочитает говорить не о положительном герое, а о любимом, таким персонажем может быть (и чаще всего бывает) человек, сотканный из противоречивых, трудно объяснимых черт и свойств. Даниил Гранин: «Самое дорогое для меня — дойти до противоречия в характере. Мне интересно добраться до непонимания человека. Если исходить из того, что человек — это тайна, надо и добраться до тайны».