Песни любви Генриха Гейне
Еврейский мальчик с Дюсельдорфа, Гейне начал писать стихи в 12 лет, когда его романтические чувства были возбуждены рассказами француза Ле Граши о победе Наполеона и штурме Бастилии. Так в его маленьком сердце поселилась любовь к свободе. Родители желали сделать из мальчика банкира, позднее юриста, вместо этого его жизни появилась первая любовь к кузине, дочери дяди Соломона, Амалия. Она, стала музой первых стихов молодого поэта. Получив первое признание как поэт, Гейне едет в Париж, который был в те годы ячейкой кумиров литературы того времени.
Цикл Гейне «Книга песен» — плод десяти лет работы над стихами, которые изображают все изменения расположения души влюбленного человека, всю любовь поэта к чарам немецкой природы. В его стихах, которые так легко положить на музыку, использованы особые, характерные романтической поэзии, приемы: здесь и романтическая природа, и цветы, и соловьи, и морская стихия, восточные мотивы.
— На крыльях
— С тобою в даль,
— На Гангову долину,
— В страну волшебную.
— Сады красноцетные
— Там в месячном свете цветут,
— Там лотосы радушные
— Сестричку милую ждут.
Любовь в Гейне неразрывно связанна со страданием, одинокой жизнью, с пессимистическим восприятием мира. Это целиком в духе романтизма, представители которого воспевают несчастливую любовь.
— Из песен моих плывет яд,
— Иных не знаю я,
— Так как в сердце у меня змеи
— И ты, любимая моя.
Любимый цветок, не раз воспетый Гейне — лотос, священный символ любви на Востоке. Поэт посвятил ей строки стиха «Боится цветок лотос.».
— Когда же возлюбленный месяц
— Лучами разбудит ее,
— Навстречу ему раскрывает
— Она лепестки свои.
Один из известнейших в мире стихов Гейне стал народной песней — это «Лорелея», поэтический пересказ давней немецкой легенды о золотоволосой девушке-русалке, которая пела на скале, ее волшебное пение зачаровывало рыбаков, которые погибали в течениях Рейна.
— Юношу и лодочку, знаю,
— Накроет волнами Рейн;
— И каждый жизнь теряет
— От пения Лорелей.
В первом цикле — «Страдание юности» — Гейне использовал весь арсенал поэта-романтика — таинственные мистические персонажи, силы ада, мертвецы, которые оживают, контрасты чувств. Он, как и другие немецкие романтики не создавал новый мир в своем воображении, но находил вдохновение в существующем мире — окружающем его:
— Хочу я податься у горы,
— Где дома на кручах виднеются,
— Где вздыхают свободной грудью
— И ветры на воле веют.
Второй цикл — «Лирическое интермеццо» — процесс примирения Поэта-романтика с его жизнью, его неурядицами и потерями. Это печаль за любимой женщиной. В третьем цикле образ любимой женщины сменяется образом Родины — утраченной, но приобретенной. Цикл так и назван — «Возвращение на Родину». Лирический герой-поэт возвращается в родной край, за его плечами страдания жизни.
Последний цикл сборника назван «Северное море» — гимн волшебной немецкой природы, написанный непривычным для немцев того времени верлибром, который лучше всего передал шепот и ритм морских волн, которые наплывают и отходят от берега. Полное единство с вселенной, без чувств, страданий, мудрствования. Третий цикл — гимн человеку-философу, который, в конце концов, понял смысл жизни, получил веру в будущее счастье человечества.
Гейне создал в своих «Песнях» образ нового героя — романтический, саркастический и насмешливый — но такой привлекательный в своей открытости, своей откровенной человечности. Сам Гейне называл себя «последним романтичным принцем» своей «неромантической эпохи». И для следующих поколений своих читателей он остался вдохновенным певцом любви и Германии, певцом обычных человеческих чувств.