Идейно-тематическое содержание пьесы «Вишневый сад» А. П. Чехова
Идейно-тематическое содержание пьесы определяет переломная эпоха, на которую пришлась жизнь ее героев. Все они оказываются жертвами не частных обстоятельств и своих личных качеств, а глобальных законов истории: деятельный и энергичный Лопахин — такой же заложник времени, как и пассивный Гаев. «Вишневый сад» — это пьеса о «несостоявшихся судьбах», человеческой неустроенности и сложности поиска ответа на «проклятые вопросы» о цели и смысле жизни.
Пьесу пронизывает несколько сквозных идейно-тематических мотивов,
Первым сквозным
Другой сквозной мотив, кажущийся противоположным первому, это ощущение изменчивости жизни, тоже присущее всем персонажам.
Все они сравнивают настоящее и прошлое и отмечают, как бежит время. «Помню, когда я был мальчонком лет пятнадцати.» (Лопахин), «Когда вы уезжали отсюда.» (Дуняша о Раневской), «Когда-то .а теперь мне уже пятьдесят один год.» (Гаев). Перспектива в прошлое открывается на разную глубину: шесть лет назад утонул сын Раневской, лет сорок-пятьдесят назад помнили еще способы обработки вишни, сто лет назад был сделан шкаф. Перспектива в будущее тоже различна для разных персонажей, но она есть для Раневской и Гаева, Ани и Пети, Вари и Лопахина, даже для лакея Яши и старого слуги Фирса, забытого в доме. Что бы о себе не думал каждый из них, но всем им суждено быть песчинкой в потоке времени. И еще один повторяющийся мотив: это тема растерянности, непонимания перед лицом безжалостно бегущего времени. Раневская задает бесконечные вопросы: почему все уходит без следа, почему люди старятся, почему на их плечи ложится груз ошибок и несчастий. Растерян в минуты раздумий, хоть и беспечен, как ребенок, Гаев. «Кто я, зачем я, неизвестно», — недоумевает Шарлотта. Даже Лопахин признается, что ему лишь «кажется» иногда, что он понимает ход и положение вещей. Мнимым является и всепонимание Пети, как верно замечает Раневская, это, скорее, следствие молодости и незнания подлинной жизни.
Всех персонажей «Вишневого сада» объединяет и мотив надежды, мечты. Они могут быть смешными, нереальными или же вполне осуществимыми, как мечта Лопахина о приобретении вишневого сада. Но и для него победа оказывается мнимой: переустройство сада неминуемо приведет его к гибели. Вот почему так часто в этих мечтах звучит сослагательное наклонение, в наиболее общем виде выраженное в словах Лопахина: «Скорее бы все это прошло.».
При этом герои пьесы убеждены в противоположности своих «правд», часто противопоставляют себя друг другу. Но автор неизменно указывает на их внутреннюю общность. В этом состоит новизна конфликта пьесы. Ее главная мысль соотносится с тем, что было выражено в прозе писателя: «Никто не знает настоящей правды», ни у кого нет преимуществ в столкновении с непонятной действительностью, но ответственность лежит на каждом. В пьесе это наглядно проявляется в отношении каждого из героев к саду. Ведь он связан с судьбами нескольких поколений — прошлых, настоящих и будущих. Упрощенное понимание, связанное с конфликтом различных социально-экономических формаций, здесь не подходит.
Гибнущий сад — это сквозная тема пьесы, связывающая все остальные ее линии на уровне высокого идейно-философского обобщения. Оказывается, что главным объектом изображения в «Вишневом саде» автор делает все «сложение жизни», которое влияет на судьбу каждого из ее героев, по-разному понимается ими, но до конца оказывается непонятым никем.