Анализ эпизода «Разговор Воланда с Левием Матвеем»
Всю жизнь люди ведут споры о том, что есть добро и зло, пытаясь провести между этими понятиями четкую границу. В литературе, как и в жизни, есть образ, с которым мы всегда связываем понятие добра, милосердия и сострадания, за спиною которого всегда свет и тепло — это образ Бога. А кто такой дьявол? Тьма, страх, смерть — это все он. М. А. Булгаков в своем романе «Мастер и Маргарита» также прибегает к проблеме света и тьмы. Однако он стремится показать, что не существует абсолютных истин, что всегда существует противоположная, скрытая ото всех,
«. так кто ж ты, наконец?
— Я — часть той силы, что всегда хочет зла и вечно совершает благо».
Таким эпиграфом из трагедии Гете «Фауст» М. А. Булгаков начинает свое произведение. И это не случайно. Одним из ведущих героем является Воланд (дьявол), который однажды решил посетить Москву, посмотреть на общество того времени. Да, он действительно хочет зла: по его вине горят дома, люди погибают или сходят с ума. Однако большей частью это отрицательные герои, заслужившие наказания. Их гибель — это результат их собственных деяний.
И все же волей или неволей Воланд совершает добрые поступки,
Кроме того, Мастеру и Маргарите дьявол подарил счастье и свободу. Несмотря на то что они продали ему свои души, это все-таки был их личный выбор. Воланд не только возвращает Маргарите любимого человека, а ему — дом, но даже освобождает по просьбе Фриду. Дьявол дал Мастеру то, чего он был лишен в Москве — необходимый для творчества душевный покой. Такой творческий покой гениальный писатель находит в последней приюте, в подвластном Воланду потустороннем мире.
Сатана не отпускает Мастера к Иешуа в свет, потому что сам Га-Ноцри через своего верного ученика Левия Матвея попросил Воланда наградить создателя романа о Понтии Пилате не светом, а покоем, так как тот не заслужил света. Не заслужил, потому что был готов отказаться от борьбы за свой роман и от самого творчества, удовлетвориться жизнью страдающего «маленького человека» в Москве, в условиях духовной несвободы. А Воланду, как он сам говорил, «ничего не трудно сделать». Он убеждает Мастера не следовать за Пилатом навстречу Иешуа: «.Зачем же гнаться по следам того, что уже окончено?» Но и в Москву ему возвращаться не следует — что делать ему в тесном арбатском подвальчике, где и «романтический мастер» обречен либо на гибель, либо на жалкое существование.
Воланд, обращаясь к Левию Матвею, говорит: «Что бы делало твое добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли тени? Ведь тени получаются от предметов и людей.» Действительно, что есть добро в отсутствие зла? Значит, Воланд необходим на земле не меньше, чем бродячий философ Иешуа Га-Ноцри, проповедующий добро и любовь. Добро не всегда приносит благо, ровно как и зло — беду. Довольно часто бывает наоборот. Вот потому-то Воланд и есть тот, кто, желая зла, все же творит добро. Именно эта главная мысль выражена в эпиграфе к роману.
Свет и тьма стоят на одной ступени. Миром не управляет Воланд, но миром не управляет и Иешуа Га-Ноцри. Все, что может Иешуа, — это попросить