У раздумий беззвучны слова, Как искать их люблю в тишине я! Надо только, черна и мертва, Чтобы ночь позабылась полнее.
И. Анненский
В разговоре о психологизме поэзии Иннокентия Анненского я считаю, уместно вспомнить о том, что любимым писателем поэта был Ф. М. Достоевский. Уже только зная это, можно предположить, что в своем творчестве поэт шел в направлении исследования души. Во всех возможных ее движениях. Само это понятие психологизм включает в себя, по-моему, моральные и нравственные искания человеческого духа. Особенно волновала Анненского проблема совести человека. Кстати, творчество Достоевского он называл поэзией совести. Это слово возникает в его стихах, когда поэт сталкивается с социальными и моральными контрастами:
Опять там не пускали совесть
На зеркала вощеных зал.
Или вот еще:
Дед идет с сумой и бос, Нищета заводит повесть: О, мучительный вопрос! Наша совесть. Наша совесть.
И дело здесь даже не в слове совесть. Оно в стихах поэта встречается не так уж часто. Гораздо важнее, что оно подразумевается. Поэт так психологически полно использует форму стиха, что нравственные моменты выступают сами по себе: А где-то там мятутся средь огня Такие ж я, без счета и названья, И чье-то молодое за меня Кончается в тоске существованье.
Ощущение невозможности слиться с природой или с миром людей, чувство разрыва с окружающей жизнью, сознание дисгармонии характерные черты лирического героя Анненского. Собственно говоря, такое психологическое состояние можно встретить и у лирических героев других поэтов. Но в отличие от них, Анненский никогда не смотрит на свое я как на нечто самодовлеющее, а на окружающий мир как на иллюзию. Наряду с я для него существует и психологическая категория Не Я. Приведу одну из строф стихотворения Поэту:
И грани ль ширишь бытия
Иль формы вымыслом ты множишь,
Но в самом Я от глаз Не Я
Ты никуда уйти не можешь.
Мир Не Я у поэта тоже оказывается очень обширным: он населен и...

другими я теми, к кому обращены отдельные стихотворения или кому поэт дает в них слово. В Прерывистых строках, например, это некто, проводивший на поезд свою любимую, с которой он должен жить в разлуке. В другом стихотворении (Нервы) это супружеская чета на даче, обменивающаяся раздраженными репликами, которые перебиваются выкриками уличных торговцев. А в Кошмарах перед нами болезненно возбужденный человек.
Хочу привести, пожалуй, самое насыщенное пси-хологизмами стихотворение поэта Двойник:
Не я, и не он, и не ты,
И то же, что я, и не то же;
Так были мы где-то похожи,
Что наши смешались черты.
В сомненьи кипит еще спор, Но, слиты незримой четою, Одной мы живем и мечтою, Мечтою разлуки с тех пор.
Удивительно тонко выявлено психологическое состояние в момент встречи лирического героя со своим двойником. Сразу же возникает ощущение дисгармонии, ненужности своего зеркального повторения в мире. Если это и целесообразно, то лишь при условии взаимопроникновения, но тогда все равно получается один человек. Эта мысль мучает поэта. Он пробует все-таки слить воедино два этих некто, но:
И в мутном круженье годин
Все чаще вопрос меня мучит:
Когда наконец нас разлучат,
Каким же я буду один?
Итак, мы видим, что психологические опыты над собственным я часто заводят поэта в тупик, оставляя лишь щемящее чувство неудовлетворенности жизнью и собой. Но судить о творчестве Анненского лишь по наличию в нем огромного количества психологических опытов нецелесообразно. Уже была, и не однажды, сделана попытка определить общий характер его творчества как поэзию кошмаров, бессонниц и страха смерти, но напрасно!
Читательский интерес к поэту не остыл и доныне. Значение психологизма в поэзии Анненского состоит в том, что мы благодаря поэту можем яснее увидеть и почувствовать духовное неблагополучие в окружающем мире. Состояния лирического героя и его восприятие явлений природы в философской лирике Анненского имеют смысл сочувствия ко всему страдающему и обездоленному на земле, будь то человек или природа.



1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Загрузка...

Психологизм поэзии Анненского