Андерсен Г.-Х
Имя Г. Х. Андерсена вошло бы в историю датской литературы, даже если бы он создал только романы, пьесы, стихи и путевые заметки (его сравнивали с В. Скоттом и В. Гюго), но мировое признание принесли ему сказки. В России сказки Андерсена, которые Добролюбов называл рассказами, вот уже более столетия наводят на размышления не только детей, но и взрослых. Читая сказки Андерсена, вслушиваясь в живое вдохновенное слово писателя можно окунуться в удивительный, неповторимый мир живой природы. А что может быть важнее для учителя, чем приучать видеть «все
Дикие тюльпаны испокон веков были одним из самых изысканных украшений пустынь, степей и полупустынь. В былые, более благоприятные времена, весной они полностью окутывали склоны степных холмов яркими, праздничными покровами. Среди диких тюльпанов попадаются
Зато красный тюльпан стал источником многочисленных легенд и сказок. Первое упоминание о нем пришло из Персии. Многие поэты воспевали или упоминали в своих творениях этот чудесный цветок. Поэт Шамсиддин Мухаммад Хафиз писал, что с тюльпаном не могут сравниться ни стройный кипарис, ни красавица роза. В его произведениях тюльпан сравнивается с бокалом темно-красного вина или источником страсти. И именно этот цветок использовал Андерсен в сказке «Дюймовочка»: «. женщина пошла домой, посадила ячменное зерно в цветочный горшок, и вдруг из него вырос чудесный цветок вроде тюльпана, но лепестки его были еще плотно сжаты, точно у нераспустившегося бутона.» Можно сказать, что именно тюльпан подарил жизнь прекрасной маленькой девочке Дюймовочке, как в природе цветы дарят жизнь насекомым, например, без сладкого нектара невозможна жизнь ни одной бабочки.
В другой сказке «Цветы маленькой Иды» мы попадаем на бал цветов: «Две самые красивые розы садятся на трон — это король с королевой. Красные петушьи гребешки становятся по обеим сторонам и кланяются — это камер-юнкеры. Потом приходят все остальные прекрасные цветы, и начинается бал. Гиацинты и крокусы изображают маленьких морских кадетов и танцуют с барышнями — голубыми фиалками, а . большие желтые лилии — это пожилые дамы, они наблюдают за танцами и вообще за порядком».
У зеленого пространства трав и цветов свои законы — здесь есть порядок и гармония. Соседство растений никогда не бывает случайным, хотя их расположение и создает ощущение живописной хаотичности. И великий сказочник это знал. Всем известно, что лилии — это первые соперницы розы. Именно перед этими цветами открывались двери царских покоев, храмов и усыпальниц. Они были непременным атрибутом многих обрядов и праздников. Они венчали статуи богов и головы царственных особ. По своей известности лилии не уступают розам, и многие цветоводы считают их равными по красоте и очарованию. Но все же между ними есть различия. Роза — цветок роскоши, богатства, любви и вечного праздника. Лилия же стала цветком власти, религии и веры. И как четко Андерсен различил эти цветы.
Произведения великого сказочника позволяют развивать эстетическое отношение к природе, умение и желание увидеть красоту окружающего мира. Вчитываясь в каждое слово писателя, ребенок сопереживает, сочувствует героям, и это эмоциональное воздействие обязательно отзовется в будущем неравнодушным отношением к природе. Читая сказку «Соловей», мы оказываемся в прекрасном сказочном саду японского императора и знакомимся с серой птичкой.
— Вот он! — сказала девочка. — Слушайте! Слушайте! А вот он сам! — и она указала на серенькую птичку среди ветвей.
— Возможно ли!- сказал министр.- Никак не воображал его себе таким! Уж больно простоват на вид!. Но пение этой живой птахи невозможно заменить искусственно созданной игрушкой. Даже Смерть, которая пришла за императором, заслушалась соловья и повторяла:
— Пой соловушка, пой еще!
Соловьи поистине самые виртуозные музыканты из всех животных. Голосовой аппарат птиц — духовой инструмент. Звук в нем образовывается за счет движения воздуха, выдыхаемого из легких, струя которого создает колебания перепонок вибратора. Очень долго считалось, что строение голосового аппарата устроено так же как у животных. Но оказалось, что у птиц не одна гортань нижняя, а есть и верхняя, причем она устроена так сложно, что ученые до сих пор не пришли к общему мнению о механизме ее работы. Она имеет не один вибратор, а несколько которые работают вне зависимости друг от друга. Голосовой аппарат птиц — это маленький духовой оркестр. Следует отметить, что сложилось ошибочное представление о том, что соловьи поют только ночью и все особи. На самом деле поют только соловьи-самцы ночью и днем в ясную погоду. Их трель продолжается на протяжении всего брачного периода пока самка не высидит птенцов, затем они умолкают, чтобы не привлекать к гнезду хищников. Так же интересно, что соловей своим фантастическим мастерством не обладает с рождения, а воспитывается звуковой средой, в которой растет. Известен случай, когда соловей усвоил мелодию оркестра городского парка. Очеловечивая сказочные образы, Андерсен так чутко и наглядно знакомит нас с образом жизни на птичьем дворе. «Гадкий утенок» — лебедь в утином гнезде. Заботливая мама-утка — яркий пример материнства: «Какой же это индюшонок?- сказала утка.- Вон как прямо держится!. нет, мой он, родненький. Да он вовсе не дурен, как посмотришь на него хорошенько», — рассуждает мама-утка, наблюдая за купанием своего выводка. Программа по уходу за своим телом у гусеобразных имеет характерные особенности. По утрам и в полуденные часы эти птицы устраивают так называемые «игровые ныряния», вся стая, громко шлепая крыльями, с гоготом «бежит» по воде, поднимая фонтаны брызг. Такое активное купание основательно промывает не только крылья, но и перья и кожу под ними, куда обычно вода не попадает. Сказки Андерсена помогают формировать «экологическую» культуру, знакомит учащихся с уникальным явлением — жизнью, формирует понимание природных предпосылок физического и духовного здоровья человека, ответственное отношение к отдельным растениям и животным, популяциям и видам, природным сообществам, ко всему многообразию видов, к биосфере в целом