Ханс Кристиан Андерсен (1805-1875)


Датский сказочник, романист, поэт и драматург. Создатель жанра литературной сказки в Дании. С 1835 по 1872 г. выпустил в свет 24 сборника сказок и историй (“Eventyr”), в которые в числе прочих вошли сказки “Дорожный товарищ”, “Дюймовочка”, “Маленький Клаус и Большой Клаус”, “Огниво”, “Принцесса на горошине” (все – 1835), “Новый наряд короля”, “Русалочка”, “Ханс-Чурбан”, “Дикие лебеди” (все – 1837), “Стойкий оловянный солдатик”, “Свинопас” (обе- 1838), “Гадкий утенок”, “Соловей” (обе – 1843), “Снежная королева” (1844), “Тень” (1847). Романы “Импровизатор”, “О. Т.”, “Только скрипач” (все- 1835-1837), “Две баронессы” (1848) и др.
ДЮЙМОВОЧКА
Сказка
Дюймовочка – крошечная девочка всего “с дюйм ростом”, фантастическое существо, воплощение доброты, мужества, терпения, постоянства. Д. с честью выходит из тяжелых испытаний, пока она находится среди отвратительных жаб, майских жуков и мышей. За это Д. ожидает справедливая награда – счастливая безмятежная жизнь в царстве эльфов.
ОГНИВО
Сказка
Солдат – герой народной истории о солдате, который женится на королевской дочери и становится правителем государства. Сохраняя черты фольклорного персонажа, Андерсен с симпатией изображает ловкого и сметливого С., который, завладев волшебным огнивом, убивает “старую


безобразную ведьму”, расправляется с королем и королевой, прятавшими от него свою дочь, и, уступая требованиям горожан, сам становится королем и женится на прекрасной принцессе. В то же время отношение Андерсена к своему герою окрашено мягким лукавым юмором.
С. не только ловок и отважен, но и легкомыслен и не лишен тщеславия. И все же лучшие душевные качества С., его доброта и смелость, делают его, в глазах автора, достойным полученной им награды.
ПРИНЦЕССА НА ГОРОШИНЕ
Сказка
Принцесса на горошине – образ, созданный по мотивам народных сказок, в которых принцессе приходится выдержать испытание – доказать, что она удовлетворяет предъявляемым к ней требованиям. К своей героине Андерсен относится с лукавым юмором. После испытания ни у кого не остается сомнений в том, что девушка, которая дождливой ночью пришла в королевский замок, действительно принцесса. “Она почувствовала горошину через сорок тюфяков и пуховиков – такою деликатною особою могла быть только настоящая принцесса”. В невероятной изнеженности П., делающей ее достойной невестой принца, Андерсен, по его словам, в комической форме запечатлел свою собственную необыкновенную чувствительность, которая часто служила ему поводом для шутки.
РУСАЛОЧКА
Сказка
Русалочка – сказочный образ, созданный на основе народного поверья, творчески переработанного Андерсеном. Народное поверье гласило, что русалка обретала бессмертную душу благодаря верной любви человека. По словам Андерсена, подобное обстоятельство заключало в себе элемент случайности. Поэтому он позволил своей героине “идти более естественным, прекрасным путем”. Ценой неимоверных страданий Р. так и не удается завоевать сердце прекрасного принца. Она умирает, превращаясь в пену морскую. И все же Р. не желает поступить так, как советуют ей сестры: убить принца и вновь оказаться в своем подводном дворце. Душевная красота и благородство не позволяют Р. купить жизнь и счастье ценой смерти любимого: “.она посмотрела на острый нож и снова устремила взор на принца, который во сне произнес имя молодой жены. .и нож дрогнул в руках у русалочки, но она отбросила его далеко в волны”. В Р. писатель воплощает идеал самоотверженной, жертвенной любви, не имеющий ничего общего с эгоистической жаждой наслаждений и счастья. Р. стала символом творчества писателя и символом Дании.
ХАНС-ЧУРБАН
Сказка
Ханс – образ, созданный по мотивам народных сказок. Трое крестьянских сыновей сватаются к королевской дочери, и самый младший одерживает победу. Как и герой народных сказок, которого считают глупым и дают ему прозвище Ханс-Чурбан, X. вовсе не глуп, а, напротив, сообразителен и находчив. В отличие от своих братьев, один из которых собирается покорить принцессу тем, что знает наизусть латинский словарь и все городские газеты за три года, а другой заучил весь свод законов и может говорить о государственных делах, X. преподносит принцессе дохлую ворону, деревянный башмак и грязь вместо подливки. Он не лезет за словом в карман и на любой вопрос принцессы тотчас же находит подобающий ответ. X. побеждает, потому что, в глазах Андерсена, схоластическая ученость не может соперничать с природной непосредственностью и смекалкой.
СТОЙКИЙ ОЛОВЯННЫЙ СОЛДАТИК
Сказка
Стойкий оловянный солдатик – сказочный персонаж, воплощение несгибаемого мужества, стойкости и упорства. Он явный неудачник. На его отливку не хватило олова, поэтому он стоит на одной ноге. Но он стоит на ней “так же твердо, как другие на двух”. Основная черта его натуры – необычайная твердость духа. Он отправляется в опасное плавание в легкой бумажной лодочке, вступает в поединок с большой наглой крысой, не теряется, оказавшись в животе огромной рыбы, и так же мужественно ведет себя в горящей печи. Он погибает в огне вместе со своей любимой, вырезанной из бумаги прекрасной танцовщицей. Огонь расплавляет его, но остается невредимым его “маленькое оловянное сердечко” – символ любви, верности и бесстрашия.
ГАДКИЙ УТЕНОК
Сказка
Гадкий утенок – сказочный образ, в котором воплощены представления автора о судьбе и назначении гения: вопреки всем обстоятельствам, он обязательно добьется признания и славы. Г. у., родившемуся в утином гнезде, приходится многое претерпеть в жизни. Его считают безобразным, так как он совсем не похож на остальных обитателей птичьего двора, “ограничивающих пределы мира канавкой с лопухами”. Таким же безобразным и ни на что не способным он кажется коту и курице, живущим у старушки в ее убогом домике. Он страдает от враждебности окружающих и мучительных сомнений в самом себе. Но однажды он чувствует, что у него выросли крепкие крылья. Он слетает на воду и видит в чистой, как зеркало, воде свое собственное отражение. Г. у. превратился в прекрасного лебедя. “Теперь он был рад, что перенес столько горя: он лучше мог оценить свое счастье и всю красоту, что его окружала”. Образ Г. у. во многом носит автобиографический характер. Как отмечают критики, в истории Г. у. Андерсен в аллегорической форме убедительно рисует борьбу, которую пришлось вести ему самому на пути к славе и почестям.
СОЛОВЕЙ
Сказка
Соловей – сказочный образ, воплощение истинного живого искусства. С. изгоняют из императорского дворца, в котором его место занимает искусственная птица. Он возвращается в тот момент, когда император лежит на смертном одре. С. утешает и ободряет больного. Его пение прогоняет ужасные призраки, и сама смерть, заслушавшись соловья, покидает комнату императора. Искусство сильнее смерти. Но художнику, как воздух, необходима свобода. С. просит императора не оставлять его, как прежде, при дворе, а позволить ему прилетать, когда захочется. Он будет петь “о счастливых и несчастных, о добре и зле”, таящихся вокруг. С. летает повсюду, он знает жизнь и может рассказать императору обо всем на свете.
ДОРОЖНЫЙ ТОВАРИЩ
Сказка
Йоханнес – сын бедного крестьянина, получивший от отца в наследство 50 риксдалеров и отдавший свои последние деньги на погребение другого бедняка, чудесным образом оказавшегося впоследствии его попутчиком-помощником, с помощью которого он женится на прекрасной принцессе и получает королевство. Переосмысливая образ героя народной сказки, Андерсен усиливает моральный смысл действий И. Самоотверженная любовь к околдованной троллем жестокосердной принцессе заставляет И. выдержать все испытания и проявить лучшие черты своего характера.



1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Loading...


Choosing a career is like any other activity.
Сейчас вы читаете: Ханс Кристиан Андерсен (1805-1875)