«Убил я поэму. убил, не родивши.» — («Плач по двум нерожденным поэмам»)
Минута молчанья.
Минута — как годы.
Себя промолчали — все ждали погоды.
Сегодня не скажешь, а завтра уже не поправишь.
Вечная память.
А. Вознесенский
Андрей Андреевич Вознесенский вошел в литературу ярко, стремительно. Уже в начале творчества поэт ставит серьезные вопросы и старается их решить. Тема растраты внутренних богатств человеческой личности — одна из важных тем лирики Андрея Вознесенского. Она особенно драматично звучит в стихотворении «Плач по двум нерожденным поэмам».
Аминь.
Убил я поэму. Убил,
Хороним.
Хороним поэмы. Вход всем посторонним
Хороним.
На черной Вселенной любовниками отравленными
Лежат две поэмы,
Как белый бинокль театральный.
Поэт говорит здесь о тех огромных духовных возможностях каждого человека, которые он может или осуществить, или убить в себе.
О, как ты хотела, чтоб сын твой шел
Чисто и прямо,
Встань, мама.
Вы встаньте в Сибири,
В Париже,
В глухих городишках.
Мы столько убили в себе, не родивши.
Встаньте.
Стихотворение это как реквием всему неосуществленному, неродившемуся по нашей лености, малодушию или из-за отсутствия
Ландау, погибший в косом лаборанте,
Встаньте,
Коперник, погибший в Ландау галантном,
Встаньте,
Вы, девка в джаз-банде.
Вы помните школьные банты?
Встаньте.
Андрей Вознесенский восстает против «духовных самоубийц», против тех, кто «саморастратил святые крупицы». Этим бездуховным лентяям поэт противопоставляет истинных творцов — «людей упрямого нрава». Творчество и труд — только они способны спасти личность. Человек только в деятельности может найти себя, реализоваться на благо общества. Творчество и только творчество — в любых областях жизни,- является оправданием человеческого бытия.
Тому же, кто вынес огонь сквозь потраву,-
Вечная слава!
Вечная слава!
Стихотворение звучит по-боевому, поэт как будто боится, чтобы оно не прозвучало слишком нежно и задушевно.
Здесь Вознесенский выступает непримиримым борцом с любой несправедливостью, антигуманизмом. Поэт предъявляет высокие требования прежде всего к себе, а потом уже и к окружающим. Эта гражданская позиция станет основой в