Стивенсон родился в Эдинбурге, в семье инженера, по материнской линии принадлежал к старинному роду Бэлфуров, к «знатным людям» из видных кланов равнинной и пограничной Шотландии. Он был единственным ребенком в семье. На третьем году жизни он перенес тяжелую болезнь легких, последствия которой оказались трагическими. Из-за необходимости жить в теплом климате Стивенсон ряд лет провел в Калифорнии, во Франции, на островах Тихого океана, где занимался главным образом литературой. Стивенсон — основоположник, теоретик и ведущая фигура английского романтизма последней четверти XIX в. — литературного направления, которое принято называть неоромантизмом в отличие от романтизма первых десятилетий века. Самыми значительными неоромантиками, помимо Стивенсона, были Джозеф Конрад, а также, в известной мере. Редьярд Киплинг, Конан Дойл и Райдер Хаггард.
Противодействие духовной инерции, потребность самостоятельности, бунт против нравственного шаблона и бытовой условности сказались у Стивенсона рано и послужили толчком для его художественных исканий. Принцип мужественного оптимизма, провозглашенный Стивенсоном в конце 70-х гг. явился основополагающим в его программе неоромантизма, и он следовал ему с убежденностью и воодушевлением. Стивенсон начал писать рано.
В пятнадцать лет он на средства отца издал первую книгу — историческое исследование «Пентландское восстание. Страница истории. 1666». В 1878 г. опубликовал серию очерков «Путешествие внутрь...

страны». В литературно-критических работах «Этюды о хорошо знакомых людях и книгах» (1882), «Воспоминания и портреты» (1887) Стивенсон создал галерею литературных портретов писателей-романтиков — Ф. Марриета, А. Дюма, Ж. Верна и др. Мыслями о несоответствии мечты и действительности проникнуты первый сборник рассказов Стивенсона «Новые арабские ночи» (1882) и особенно его «Детский цветник стихов» (1885). Мировую славу Стивенсону принес роман «Остров сокровищ» (1883), признанный классическим образцом приключенческой литературы. В том же жанре приключений написаны романы «Похищенный» (1886). «Владетель Баллантрэ» (1889), «Потерпевшие кораблекрушение» (1892), «Катриона» (1893), в которых эгоизму и жестокости противопоставляются душевное благородство и нравственная чистота. В исторических романах Стивенсона «Принц Отто» (1885), «Черная стрела» (1888), «Сент-Ив» (неоконч., изд. 1897) неприятие современной цивилизации спроецировано в прошлое. Романтика приключений сочетается у Стивенсона с точностью в описаниях экзотики и подлинным историческим колоритом. Достижения психологического романа XIX в. предопределили трактовку характеров в произведениях Стивенсона.
Особенно значительный интерес представляет тема двойничества, раскрытая Стивенсоном в философской повести «Необычайная история доктора Джекила и мистера Хайда» (1886). В сборнике рассказов «Вечерние беседы на острове» (1893) и в книге очерков «В Южных морях» (1896) Стивенсон нарисовал картину быта и нравов жителей Океании, выступил с резким осуждением колониализма и расовых предрассудков.



1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Загрузка...

Приключенческие романы Стивенсона