Схема анализа литературно-художественного произведения

При анализе художественного произведения следует различать идейное содержание и художественную форму.
Идейное содержание
Тематику произведения – выбранные писателем социально-исторические характеры в их взаимодействии;
Проблематику – наиболее существенные для автора свойства и стороны уже отраженных характеров, выделенные и усиленные им в художественном изображении;
Пафос произведения – идейно-эмоциональное отношение писателя к изображенным социальным характерам (героика, трагизм, драматизм, сатира, юмор, романтика

и сентиментальность).
Пафос – высшая форма идейно-эмоциональной оценки жизни писателя, раскрываемая в его творчестве. Утверждение величия подвига отдельного героя или целого коллектива является выражением героического пафоса, причем действия героя или коллектива отличаются свободной инициативой и направлены на осуществление высоких гуманистических принципов. Предпосылкой героического в художественной литературе является героика действительности, борьба со стихиями природы, за национальную свободу и независимость, за свободный труд людей.
Когда автор утверждает дела и переживания людей, которым
присуще глубокое и неустранимое противоречие между стремлением к возвышенному идеалу и принципиальной невозможностью его достижения, то перед нами трагический пафос. Формы трагического весьма разнообразны и исторически изменчивы. Драматический пафос отличается отсутствием принципиального характера противостояния человека внеличностным враждебным обстоятельствам. Трагический характер всегда отмечен исключительной нравственной высотой и значительностью. Различия характеров Катерины в “Грозе” и Ларисы в “Бесприданнице” Островского наглядно демонстрируют разницу в указанных видах пафоса.
Большое значение в искусстве XIX – XX вв. приобрел романтический пафос, с помощью которого утверждается значительность стремления личности к предвосхищаемому универсальному идеалу.
Все эти виды пафоса несут в себе утверждающее начало и реализуют возвышенное как основную и наиболее общую эстетическую категорию.
Общей эстетической категорией отрицания негативных тенденций является категория комического. Комическое – это форма жизни, претендующая на значительность, но исторически изжившая свое положительное содержание и поэтому вызывающая смех. Комические противоречия как объективный источник смеха могут быть осознаны сатирически или юмористически. Гневное отрицание социально опасных комических явлений определяет гражданский характер пафоса сатиры. Насмешка над комическими противоречиями в нравственно-бытовой сфере человеческих отношений вызывает юмористическое отношение к изображаемому. Насмешка может быть как отрицающей, так и утверждающей изображаемое противоречие. Смех в литературе, как и в жизни, чрезвычайно многообразен в своих проявлениях: улыбка, насмешка, сарказм, ирония, сардоническая усмешка, гомерический хохот.
Художественная форма
Детали предметной изобразительности: портрет, поступки персонажей, их переживания и речь (монологи и диалоги), бытовая обстановка, пейзаж, сюжет (последовательность и взаимодействие внешних и внутренних поступков персонажей во времени и пространстве);
Композиционные детали: порядок, способ и мотивировка, повествования и описания изображаемой жизни, авторские рассуждения, отступления, вставные эпизоды, обрамление (композиция образа – соотношение и расположение предметных деталей в пределах отдельного образа);
Стилистические детали: изобразительно-выразительные детали авторской речи, интонационно-синтаксические и ритмико-строфические особенности поэтической речи в целом.
Схема анализа литературно-художественного произведения
История создания.
Тематика.
Проблематика.
Жанровое своеобразие.
Основные художественные образы в их системе и внутренних связях.
Центральные персонажи.
Сюжет и особенности построения конфликта.
Пейзаж, портрет, диалоги и монологи персонажей, интерьер, обстановка действия.
Речевой строй произведения (авторское описание, повествование, отступления, рассуждения).
Композиция сюжета и отдельных образов, а также общая архитектоника произведения.
Место произведения в творчестве писателя.
Место произведения в истории русской и мировой литературы.
План разбора лирического стихотворения
Дата написания.
Реально-биографический и фактический комментарий.
Жанровое своеобразие.
Идейное содержание:
Ведущая тема.
Основная мысль.
Эмоциональная окраска чувств, выраженных в стихотворении в их динамике или статике.
Внешнее впечатление и внутренняя реакция на него.
Преобладание общественных или личных интонаций.
Структура стихотворения:
Сопоставление и развитие основных словесных образов: а) по сходству; б) по контрасту; в) по смежности; г) по ассоциации; д) по умозаключению.
Основные изобразительные средства иносказания, используемые автором (метафора, метонимия, сравнение, аллегория, символ, гипербола, литота, ирония, сарказм, перифраза).
Речевые особенности в плане интонационно-синтаксических фигур (эпитет, повтор, антитеза, инверсия, эллипс, параллелизм, риторический вопрос, обращение и восклицание).
Основные особенности ритмики: а) тоника, силлабика, силлабо-тоника, дольник, свободный стих; б) ямб, хорей, пиррихий, спондей, дактиль, амфибрахий, анапест.
Рифма (мужская, женская, дактилическая, точная, неточная, богатая; простая, составная) и способы рифмовки (парная, перекрестная, кольцевая), игра рифм.
Эвфония (благозвучье) и звукозапись (аллитерация, ассонанс), другие виды звуковой инструментовки.
Как вести краткую запись о прочитанных книгах
Автор. Даты жизни. Общественная среда, в которой формировалось его мировоззрение.
Точное заглавие произведения. Даты создания и появления в печати.
Время, изображенное в произведении, и место происходящих основных событий. Общественная среда, представители которой выводятся автором в произведении (дворяне, крестьяне, городская буржуазия, мещане, разночинцы, интеллигенция, рабочие).
Эпоха. Характеристика времени, в которое написано произведение (со стороны экономических и общественно-политических интересов и стремлений современников).


1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Loading...


Stability of articulation vowels.
Сейчас вы читаете: Схема анализа литературно-художественного произведения