Понятие «литература о Великой Отечественной войне»
Военная тематика и военная проблематика широко представлены в современной русской литературе. Ни одну человеческую судьбу мы не можем сегодня понять вне прошедшей войны. Для этого книга не обязательно должна повествовать о войне, а герой ее вовсе не обязательно должен быть солдатом; но в ней не может не присутствовать военный компонент в его двух основных ипостасях — память о войне прошедшей и мысль об угрозе войны новой.
В то же время военная тематика и военная проблематика могут «сгущаться» и представать в произведении искусства
Разветвленная система жанров современной литературы находится в устойчивых сложившихся отношениях с читательским восприятием. Сами по себе определения «комедия», «детективный роман», «исторический роман» и т. д. настраивают читателя соответствующим образом еще до того, как он начал знакомиться с книгой. В известном смысле слова можно
Однако книги о войне не существуют, конечно, отдельно, а всегда составляют часть истории своей национальной литературы, и в них именно в силу специфики военной тематики особенности ее развития должны отразиться с особой остротой. Условность обособления внутри цельного литературного процесса какого-либо «сектора» — будь то по тематическому, жанровому или какому-нибудь иному признаку — в данном случае особенно заметна, поскольку, несмотря на всю свою специфичность, военная проблематика самым непосредственным образом связана с основными закономерностями литературного развития, с пониманием человеческого характера, пониманием гуманизма. «Война и нравственность, война и личность — это кардинальные вопросы художественного постижения сущности человека в XX столетии»,- говорит В. Быков.
Русские писатели не раз протестовали против «привязки» их к «батальному жанру». «Менее всего исчерпала себя тема Великой Отечественной войны,- заявляет Г. Бакланов,- если тут возможно это понятие — «тема» и. «Убежден, что писателей нельзя разделить по темам»,- говорит по тому же поводу М. Алексеев. М. Дудин утверждает: «Мы говорим не о войне, а о человеческих качествах, о мужественности человека, о его душе. Просто нам эта душа на фоне багрового зарева виднее». У А. Межирова есть строки:
О войне не единого слова Не сказал, потому что она — Тот же мир и едина основа И природа явлений одна.
«Человековедение», каким, по слову Горького, является литература, едино, и, изображая человека на поле боя, писатель не уходит в некую особую область, не имеющую никаких точек соприкосновения с другими областями действительности, а исследует характер своего героя в определенных условиях. Эта же логика заставляла нашу критику решительно возражать против термина «военный роман».
К тому же тематические рамки оказываются весьма подвижными, и границы той литературы, которую мы именуем литературой о Великой Отечественной войне, определить не так просто. Война как жизненный материал искусства — это сегодня не только фронт, боевые действия, но и партизанское движение, жизнь оккупированных территорий, сопротивление в концлагерях, будни далекого тыла («Все для фронта, все для победы!») и т. д.