Просыпаясь в современном многолюдном городе, человек не слышит птичьего щебета, шелеста зеленой листвы за окном, шороха дождевых струй по крыше. Все, что он может видеть, это солнечный свет в ясную погоду, кото­рый властно пронзает плотные шторы и проникает в душ­ную комнату. А потому городской человек, попадая в не­привычную атмосферу размеренной жизни русской дерев­ни, чувствует себя словно не в своей тарелке — отсут­ствие суеты, непрерывного монотонного гудения различ­ных видов транспорта, в которые периодически врывается пронзительный вой сирен спецавтомобилей.
С другой стороны, тот, кто родился, вырос и остался навсегда в деревне, привыкает к тому, что его окружает природа. Он настолько привыкает к этому, что перестает обращать внимание на то, как журчит ручей, как летят журавли, как раскрываются почки на деревьях, как лас­точки строят свои гнезда, как дятел стучит своим малень­ким клювом по дереву, как плещется в озере рыба. А ведь некогда все мы — и горожане, и деревенские — были неразумными детьми матери-природы.
Природа всегда была неотъемлемой частью творчества писателей и поэтов, художников и композиторов, служила им источником вдохновения. Н. Гоголь и И. Тургенев, Л. Толстой или Ф. Достоевский детально выписывали при­родные пейзажи в своих произведениях. Они чувствовали незримую прочную связь между природой и внутренним миром человека. У каждого великого творца природа при­нимает самое непосредственное участие в действии, игра­ет незаменимую роль в построении сюжета, неотделима от характера главных персонажей. По-мальчишески задорно и беззаботно радуется весеннему ясному небу Аркадий, проезжая с отцом по имению; раскинув руки, лежит тя­жело раненый Андрей Болконский под опрокинутым в веч­ность небом Аустерлица; под гнетущим, душным, жел­тым, пыльным небом Петербурга задыхается Родион Рас­кольников.
С самого детства входят в нашу жизнь и завораживают чистыми чувствами, ясными и красивыми образами стихи Ф. Тютчева:
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
Тайную «душу» природы, ее скрытую жизнь и могучую силу поэт стремится понять и запечатлеть во всех прояв­лениях. С удивительной любовью и нежностью Тютчев со­здает незабываемые поэтические картины осени, весен­ней грозы, летнего вечера, утра в горах, чародейки-зимы. Поэт оживляет и одухотворяет природу, полную...

глубоко­го значения, в которой все говорило с ним «понятным сердцу языком»:
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик —
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.
Нужно было обладать поразительной наблюдательно­стью и поэтическим талантом, чтобы найти такие худо­жественные образы и сравнения, какие находит в своих стихах Тютчев, через описание природы передавая чело­веческое настроение и без остатка растворяясь в ней:
Тени сизые смесились,
Цвет поблекнул, звук уснул —
Жизнь, движенье разрешились
В сумрак зыбкий, в дальний гул.
Мотылька полет незримый
Слышен в воздухе ночном.
Час тоски невыразимой!.
Все во мне, и я во всем!.
Человек, сочинивший такие стихи, мог только с благо­говением относиться к природе. Я думаю, что те, кто вос­питывался на них, воспринимали природу с тем же почте­нием и уважением.
Но в XX веке гармония «цветущего мира природы» на­рушилась из-за неразумной и бездумной деятельности че­ловека. И вот уже любование и восхищение природой сме­няются потребительским отношением к ней. И результаты не замедлили сказаться: исчезли и исчезают целые виды животных, вымирают растения, пересыхают реки. Венец творения природы — человек — превратился в злейшего врага своей матери. Не задумываясь о последствиях, он несет боль и страдание безмолвным обитателям планеты, которая принадлежит не только ему.
«Успехи науки не должны опережать совершенствова­ние нравов», — еще в конце XIX века предостерегал французский писатель Жюль Верн. В XX веке русский поэт Е. Евтушенко высказался в более категоричной фор­ме: «прогрессы реакционны, если рушится человек.».
В настоящее время мы научились придумывать краси­вые лозунги о том, что, сохраняя Землю, мы сохраняем прежде всего себя. Но мы еще не научились способство­вать собственной планете в ее нормальной жизнедеятель­ности. Мы вступили в XXI век и должны помнить о том, что чистых рек и озер, дикого леса, нераспаханных сте­пей, зверей и птиц с каждым годом становится все мень­ше и меньше, что, преобразуя природу, нужно думать о каждой травинке, о каждой букашке, речке и аисте, цветке и пчеле. Только тогда природа одарит нас своей красотой и богатством, а в человеке сохранится истинный человек.



1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Загрузка...

Мы в ответе с тобой за простор всей Земли