Литература монгольского периода Поучения Серапиона
Широко и разнообразно развивалась наша родная литература в Х1-м и ХП-м веке, до нашествия татар. Она выливалась в самые различные формы — проповедей, поучений, повествований: духовных, исторических и светских. Вспомним проповеди преп. Феодосия Печерского, св. Кирилла Туровского; поучение Владимира Мономаха; описание путешествия — «Хождение игумена Даниила»; летописи, «Повесть временных лет»; высоко поэтическую дружинную поэму «Слово о полку Игореве»; — полуюмористическое «Моление Даниила Заточника». Сколько разнообразных
И вот в ХШ-м веке наступает страшная эпоха татарского ига, принесшая с собой столько горя, крови, страданий, столько безысходной нужды. Нарушается и как бы замирает жизнь государственная, торговая, останавливается (развитие культуры. Надо помнить, что два с половиной века Россия страдала от татар. В первый, самый тяжелый период татарского ига, в ХШ-м
Серапион был монахом Киево-Печерского монастыря; в 1274 году он был поставлен епископом во Владимире; в 1275 он скончался. Вот — все, что мы знаем о его жизни.
Сохранилось пять поучений епископа Серапиона. В трех первых ярко отразилась эпоха татарского ига со всеми его страданиями.
В первом поучении «Слово о гневе Божием» Серапион рисует бедствия русской земли и необычайные явления природы: затмение солнца, луны, изменение звездного неба и, наконец, — землетрясения. «Земля, от начала утверждена и неподвижима повелением Божиим ныне движется, грехи нашими колеблется, беззакония нашего носити не может». Серапион говорит, что видно Господь хочет стряхнуть с земли беззакония и грехи людские. И вот, как худшее наказание за грехи людей, Господь послал на землю русскую народ жестокий (татар), который разорил нашу землю, сжег и разрушил святые церкви. Серапион, объясняя все эти беды наказанием за грехи, призывает людей к покаянию. Во втором «Слове» («О покаянии») Серапион с глубокой грустью говорит, что вот уже сорок лет, как продолжается тяжелая татарская неволя, посланная в наказание за грехи людей. И что же? Он не видит, чтобы люди изменились к лучшему! «Не тако скорбит мати, видящая чада своя болящи», говорит Серапион, — «яко аз, грешный отец ваш, видя вы боляща делы беззаконными». И вновь он цризывает паству к покаянию, единственному средству, чтобы избавиться от бед и напастей.
В третьем поучении («Слово о казнях Божиих») Сера-пион яркими и живыми красками рисует ужасы татарской неволи, называя татар народом немилостивым, лютым, не щадящим ни старости, ни младости. «Разрушены божественные церкви; осквернены наши сосуды, потоптана святыня, святители убиты мечом; тела преподобных иноков брошены на съедение птицам; кровь отцов и братьев наших, как вода, напоила землю». — Развивая картину ужасных бедствий