Литература Древнего Рима в искусстве последующих культурно исторических эпох
Античная греко-римская литература перестала развиваться в V ст. н. э. с падением Римской империи, однако мертвой в полном понимании слова она не стала никогда, даже в тягчайшие времена средних веков, когда в горниле «большого переселения народов» зарождалась новая европейская литература. И. Борецкий отмечает, что «во время большого перелома, когда античный цивилизованный и христианский мир столкнулся с примитивным, варварским, языческим, христианская церковь сохранила свою силу, организационную структуру, влияние на людей. Спасши себя,
Благодаря античной культуре и литературе с XIV ст. началась новая культурная эпоха в Западной Европе — эпоха Возрождения». Особенно популярными стали сюжеты античной истории и культуры в XVII-XVIII столетиях. Французский философ XVIII столетия Шарль Монтескье в книге «Размышления о причинах величия и падения римлян» подвел печальный итог: «История Рима возникает перед нашими глазами столькими войнами, таким количеством
Под влиянием античности в Европе возникают новые национальные литературы, которые пользуются не только латынью, а и живыми национальными языками. Только у Шекспира мы видим ряд произведений, которые выросли из истории и культуры Древнего Рима: «Лукреция», «Венера и Адоник». «Тит Адронин», «Троил и Крессида», «Юлий Цезарь», «Антоний и Клеопатра», «Кориолан». Культ патриотизма, возведенный в Риме в ранг государственной политики, дал сюжеты для следующих эпох. В XVIІ столетии французский поэт Пьер Корнель написал трагедию на сюжет Тита Ливия о подвиге братьев Горациев. В XVIII столетии накануне Великой французской революции художник Луи Давид прославил подвиг трех римских юношей в картине «Клятва Горациев». Революция нуждалась в образцах героизма.
Великий Вольтер в XVIII столетии посвятил древнеримскому политику Бруту свою трагедию «Брут», которая пользовалась у публики особым успехом в годы революции в качестве примера высокой гражданской доблести (Брут, основав республику, убил собственного сына, заподозрив его в связях со свергнутым последним царем Рима). Римская история, наполненная трагическими событиями, сильными характерами, сложными человеческими судьбами, постоянно привлекала к себе художественное внимание авторов последующих эпох. Русский художник Карл Брюллов запечатлел в своей знаменитой картине «Последний день Помпеи» великую человеческую трагедию, гибель народа, который сохранил в смятении катастрофы свои добрые чувства. Письмо Плиния, которое пришло из глубины столетий, помогло художнику представить себе событие и показать его с чрезвычайной силой искусства.
Среди шедевров мирового искусства, связанных с историей и литературой Древнего Рима, мы видим «Венеру и Адониса» Рубенса, «Похищение Прозерпины» Ж. Ф. де Труа, «Марса и Венеру» Ван Дейка, «Флору», «Данаю», «Голову Афины Паллады» Рембрандта Ван Рейна и много других. Среди шедевров скульптуры произведения А. Канова «Амур», «Геба», «Амур и Психея», «Три грации». Мы видим, Л. Керубини создает «Пигмалиона», Жан Ибер пишет балет «Любовные приключения Юпитера». Английский живописец Вильям Блейк в XIX столетии иллюстрировал «Буколики» Вергилия. Всемирно известный Пабло Пикассо в XX столетии сделал иллюстрации к «Метаморфозам» Овидия. Среди известнейших произведений литературы XX столетия следует назвать драмы Б. Шоу «Пигмалион» и «Цезарь и Клеопатра», роман Дж. Джойса «Улисс».
Безусловно, греческая культура дала мировому искусству намного больше сюжетов, тем, образов и мотивов, но история Древнего Рима стала также одним из краеугольных камней в формировании западноевропейской культуры. Особой вехой, которая свидетельствует о заинтересованности темами и образами римской истории, является современное киноискусство. Следует назвать знаковые фильмы американского кинематографа: «Спартак», «Гладиатор», сериал «Рим».