Гуманизм как ценностная основа диалога верующих и не верующих
Реформация (от лат. reformatio — преобразование) , общественное движение в Западной и Центральной Европе в 16 веке, направленное против католической церкви. Начало Реформации положило выступление в 1517 году в Германии М. Лютера. Идеологи Реформации выдвинули тезисы, которыми фактически отрицалась необходимость католической церкви с ее иерархией и духовенства вообще, отвергалось католическое Священное Предание, отрицались права церкви на земельные богатства и др. Основные направления Реформации: бюргерское (Лютер, Ж. Кальвин, У. Цвингли) ; народное,
Бахофен (Bachofen) Иоганн Якоб (1815-1887) , швейцарский историк права. Положил начало изучению истории семьи и проблем матриархата.
Вебер
Дюркгейм (Durkheim) Эмиль (1858-1817) , французский социолог, основатель французской социологической школы. Выступил против индивидуально-психологического и биологического направлений, рассматривал общество как реальность, несводимую к совокупности индивидов. В то же время отводил определяющую роль в обществе «коллективному сознанию» . Разделение труда считал основой общественной солидарности и трактовал социальные конфликты как патологическое явление. Основные сочинения: «О разделении общественного труда» (1893) , «Самоубийство» (1897) , «Элементарные формы религиозной жизни» (1912) .
«Соборное уложение» 1649, свод законов Русского государства; принят Земским собором 1648-49. Впервые выделены государственные преступления, окончательно оформлено крепостное право. Основной закон в России до первой половины 19 века.
Лютер (Luther) Мартин (1483-1546) — теолог и общественный деятель эпохи Реформации, основатель немецкого протестантизма. В 1517, протестуя против продажи индульгенций в Германии, обнародовал в Виттенберге 95 тезисов, которые отвергали основные догматы католицизма. Основатель лютеранства. Перевел на немецкий язык Библию, утвердив нормы общенем. литературного языка.
Локк (Locke) Джон (1632-1704) , английский философ, основатель либерализма. В «Опыте о человеческом разуме» (1690) разработал эмпирическую теорию познания. Отвергая существование врожденных идей, утверждал: все человеческое знание проистекает из опыта. Развил учение о первичных и вторичных качествах и теорию образования общих идей (абстракций) . Социально-политическая концепция Локка опирается на естественное право и теорию общественного договора. В педагогике исходил из решающего влияния среды на воспитание. Основоположник ассоциативной психологии.
Вольтер (Voltaire) (настоящее имя Мари Франсуаза Аруэ, Arouet) (1694-1778) , французский писатель и философ-просветитель, деист, ин. почетный член Петербургской АН (1746) . Лирика молодого Вольтера проникнута эпикурейскими мотивами, содержит выпады против абсолютизма. Зрелая проза разнообразна по темам и жанрам: философские повести «Макромегас» (1752) , «Кандид, или Оптимизм» (1759) , «Простодушный» (1767) , трагедии в стиле классицизма «Брут» (1731) , «Танкред» (изд. 1761) , сатирические поэмы («Орлеанская девственница», 1735, изд. 1755) , публицистика, исторические сочинения. Деятельность Вольтера связана с борьбой против религиозной нетерпимости и мракобесия, критикой феодально-абсолютистской системы: «Философские письма» (1733) , «Философский словарь» (1764-69) . Сыграл значительную роль в развитии мировой, в том числе русской, философской мысли, в идейной подготовке Французской революции конца 18 века. С именем Вольтера связано распространение в России так называемый вольтерьянства (дух свободомыслия, пафос ниспровержения авторитетов, ирония) .
«Билль о правах», в США, первые 10 поправок к конституции 1787; приняты в 1789; вступил в силу в 1791. Провозглашал свободу слова, печати, собраний, религиозного исповедания, отделение церкви от государства, неприкосновенность личности и др.
Ясперс (Jaspers) Карл (1883-1969) , нем. философ, представитель религиозного экзистенциализма, психиатр. Ясперс обосновывал мысль о внутреннем родстве философии и религии. Считал, что познавательная способность разума ограничивается внешней объективностью, чуждой сфере человеческого существования. Религия всегда мифологична, ибо догматически абсолютизирует свою священную историю. Основные труды: «Философия» (т. 1-3,1931) , «Истоки и цель истории» (1949) , «Великие философы» (т. 1-2,1957) .