Анализ стихотворения А. Блока “О, я хочу безумно жить.”

Свободная тема “Анализ стихотворения” – сочинение “Стихотворение А. Блока “О, я хочу безумно жить.”
Это стихотворение открывает цикл “Ямбы” (1907 – 1914), который автор причислил к “лучшим” своим стихам (письмо В. С. Миролюбову, 1918). Особенностью его проблематики стала открытая гражданская направленность:
Да. Так диктует вдохновенье:
Моя любовная мечта
Все льнет туда, где униженье,
Где грязь, и мрак, и нищета.
Туда, туда, смиренней, ниже, –
Оттуда зримей мир иной.
(“Да. Так диктует вдохновенье.”, 1911 – 1914)
Эпиграфом к циклу стала цитата из “Сатир” Ювенала (96 ок. 127): “Негодование рождает стих” (пер. В. Н. Орлова). “Негодование” Блока обращено на “непроглядный ужас жизни”, редставляющий в стихотворениях цикла “Ямбы” “ночной”, “черной”, “траурной”, “лживой”, полной “безличного” и “несбывшегося”. Реминисцентный ряд цикла чрезвычайно богат – в нем
Слышны отголоски произведений А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. А, Некрасова, Ф. И. Тютчева. Лирический герой А. блока, наследник и продолжатель русской поэтической традиции, обращается к читателям от имени ее носителей:
Но мы – все те же. Мы, поэты,
За вас, о вас тоскуем вновь,
Храня священную любовь,
Твердя старинные обеты.
(“О, как смеялись вы над нами.”, 1911)
В стихотворении

“О, я хочу безумно жить.” лирический герой провозглашает как цель своего творчества:
Все сущее – увековечить,
Безличное – вочеловечить,
Несбывшееся – воплотить!
В отличие от скептицизма “Художника”, данное стихотворение проникнуто пушкинским доверием к жизни (“хочу безумно
Жить”), стремлением в ее оценке подняться над временным и личным:
Пусть душит жизни сон тяжелый,
Пусть задыхаюсь в этом сне.
Понятие “жизнь” двойственно – это реальность, в которой “задыхается” лирический герой, и высший смысл бытия, становящийся доступным ему благодаря творческому дару, способности “воплотить” лишенное плоти, “увековечить” мгновенное, вдохнуть душу в “безличное”. Лирический герой стихотворения предстает новым “пророком”, продолжающим пушкинскую и лермонтовскую традицию. “Пророк” Пушкина (1826), исполненный божественной “волей”, у Лермонтова превращается в “угрюмого” отшельника, о котором “старцы детям говорят”:
Смотрите ж, дети, на него:
Как он угрюм, и худ, и бледен!
Смотрите, как он наг и беден,
Как презирают все его!
(“Пророк”, 1841)
О блоковском пророке “в грядущем скажет” “юноша веселый”, напоминающий “племя Младое, незнакомое” пушкинского отрывка “Вновь я посетил.” (1835), “внука”
.когда,
С приятельской беседы возвращаясь,
Веселых и приятных мыслей полон,
Пройдет он мимо вас во мраке ночи
И обо мне вспомянет.
Потомок блоковсокго пророка прежде всего просит его “угрюмство”, сосредоточенность на темной стороне действительности:
Простим угрюмство – разве это
Сокрытый двигатель его?
На новом этапе преодолевается лермонтовский пессимизм, в основе “всеведенья” пророка снова, как у Пушкина, оказываются “добро и свет” (“Он весь – дитя добра и света.”). Заключительная строчка – реминисценция из другого пушкинского стихотворения, хотя можно сказать, что в ней развивается мотив, характерный для всего творчества великого поэта, восславившего в “жестокий век. свободу” (“Я памятник себе воздвиг нерукотворный.”, 1836). Свобода – “сокрытый двигатель” творчества, позволяющий поэту продолжать свой путь, “обходя моря и земли”, как пушкинский пророк, преодолевая время и судьбу.




1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Loading...


Классицизм литература 17 век.
Сейчас вы читаете: Анализ стихотворения А. Блока “О, я хочу безумно жить.”