«Цветок» анализ стихотворения Александра Пушкина
Для позднего творчества Александра Пушкина характерна философская лирика. К этому жанру относится и стихотворение «Цветок» , которое поэт написал в ноябре 1828 года, когда гостил у П. А. Осиповой-Вульф в усадьбе Малинники. Основная тема произведения — размышления о быстротечности человеческой жизни.
Стихотворение «Цветок» было впервые напечатано в 1829 году в журнале «Галатея».
Лирический герой находит между листов книги засушенный цветок. Это незначительное событие вызывает много вопросов и размышлений. Кто, когда и
Свидетелем каких страстей, каких событий был хрупкий стебелек и лепестки, утратившие былую яркость?
В воображении поэта возникает Образ влюбленной пары, чей цветок стал символом их первого или последнего свидания. Какими они были? Стала ли их любовь взаимной? Живы ли эти люди и где они сейчас?
Возможно, они где-то рядом с лирическим героем, но не исключено, что их разделяют долгие годы и огромные расстояния.
У поэта возникло также предположение, что цветок мог быть случайно сорван во время прогулки. В этот момент один из влюбленных мечтал о предмете своей любви или бродил, погруженный
Автор призывает читателя включиться в размышления, продолжить ряд вопросов и самому разгадать тайну находки.
Стихотворение начинается и заканчивается словом «цветок». Такая Композиция придает тексту завершенность и подчеркивает важность этого образа. Цветок символизирует жизнь и любовь, а его увядание — разлуку и мимолетность чувств.
Пушкин, таким образом, напоминает нам, что нужно ценить время и каждую отпущенную минуту счастья, которая так быстро превращается в прошлое.
Основной художественный прием, который Александр Сергеевич использовал в этом произведении, — Антитеза. Противопоставление есть практически в каждом предложении. Что послужило поводом для сохранения цветка: нежное свидание или роковая разлука?
Он был сорван знакомой поэту рукой или чужой? Живы ли еще те, которые сорвали цветок, или «уже увяли»?
Пушкин подобрал большое количество эпитетов, традиционных для лирических миниатюр всех времен: «засохший», «забытый», «чужой», «знакомой», «нежного», «роковой», «одинокого», «неведомый». Исключение составляет лишь слово «безуханный», которое сегодня не всем понятно, а во времена поэта еще широко применялось. В современном русском языке сохранился, образованный от этого прилагательного, глагол «благоухать».
Таким образом, «безуханный» — не издающий запах. Есть в стихотворении еще два устаревших слова: «сей» и «нынче». Но эти слова современному читателю знакомы лучше.
Короткие вопросы, из которых построено три четверти произведения, а также многочисленные переходы между строками создают напряженный эмоциональный фон. Инверсия, примененная Александром Сергеевичем в первой строфе, подчеркивает важность эпитетов.
В стихотворении встречается много союзов. В шестнадцати строках Пушкин использовал союз «и» семь раз, а союз «или» — три раза. Кроме того, в небольшом тексте пять раз встречается вопросительная частица «ли». Литературоведы подсчитали, что из 74 слов стихотворения «Цветок» около 20 являются союзами и частицами.
Но, благодаря мастерству поэта, мы не замечает такого «злоупотребления». Вполне вероятно, что в другом тексте подобная пропорция заставила бы читателя «спотыкаться» на каждой строке.
У Пушкина все слова и звуки участвуют в создании единого образа. Во второй и четвертой строфах преобладают звонкие звуки «л», «м», «н», которые добавляют лирической грусти, нежности. В третьей строфе, где отчетливо звучит мотив разлуки, на первый план выступают более тревожные звуки: «р», «г», «з».
«Цветок» написан Четырехстопным ямбом, который так любил Пушкин. Здесь поэт применил перекрестную рифмовку с чередованием женских и мужских рифм. Практически все рифмы — точные.
В «Цветке» особенно ярко проявился талант поэта коротко и емко выражать мысли. В стихотворении нет сравнений и метафор, но все произведение пронизано образами. Человеческая жизнь так же коротка, как и период цветения.
Об этом нам напоминает один из классиков мировой поэзии.