Основные темы современной публицистики

Душа грустит о небесах… С. Есенин В наше время свободы вкусов и нравов публицистические рубрики толстых журналов заполнили статьи о колдунах, экстрасенсах, пророках и пришельцах из космоса. В этом ряду мне показалась наиболее типичной и интересной публицистика Евгения Курдакова в 5-6 номере журнала «Московский вестник» за 1995 г. «Ключи заброшенного храма».

Автор знакомит читателя с тайной есенинских прозрений. Речь идет о трактате Есенина, посвященном ан. Мариенгофу, «Ключи Марии». Трактат состоит из трех частей. Первая содержит

размышления поэта о национальном орнаменте и восхождении орнаментальной сущности к единому древу Познания.

Во второй части Есенин объясняет значение предметов-символов, формулирует свое понимание Слова и Знака, в том числе и национального алфавита. В третьей части говорится уже о сути и существе творчества. Трактат завершается размышлениями о нашем общем сосуществовании в «храме вечности».

Я читал этот трактат Есенина, и мне было интересно познакомиться с мнением на этот счет современного публициста. Автор начинает свои размышления с упоминания о том, что при жизни Есенина о поэте уже ходила легенда,

что поэт этот некая «божья дудка». И сам Есенин подогревал такое представление о своем творчестве в читающих кругах: Пастухи пустыни — Что мы знаем?

Только ведь приходское училище я кончил, Только знаю библию да сказки, Только знаю, что поет овес при ветре… Автор, восхищенный вихревой структурой «Ключей», начинает исследовать этот феномен Есенина: «… исследователи сразу поднимали вопрос об адресах заимствований. Ими прежде всего вспоминался Гоголь, которого и впрямь очень любил Есенин, с его «тремя самородными ключами» из статьи «В чем же наконец существо русской поэзии?..» Затем и обязательно — А. Н. Афанасьев с его обширнейшими «Поэтическими воззрениями славян на природу»; В. В. Стасов и Ф. И. Буслаев, чьи фамилии мелькают в «Ключах»; В. И. Даль, Андрей Белый, Вяч.

Иванов и т. д. Конечно, что-то «обнаруживалось», вплоть до скрытых цитат». Ссылаясь на разочарования Есенина в высказываниях о бытовом национальном орнаменте исследователей от так называемой «верхней» культуры, автор сам приходит к выводу, что в начале нашего века и впрямь невозможно было найти четкого подтверждения самобытности нашей национальной культуры, «ее автономного и древнего существования». Публицист также уверен, что ни Стасов, ни Буслаев, добавляющие русским фольклорным мотивам еще и германо-скандинавские влияния, ничему не могли научить Есенина. «Нужно было обращаться «к первоисточникам», к самой крестьянской культуре, к себе». Далее автор сетует, что, «к сожалению, анализировать мифопрозрения Есенина с точки зрения и современной науки столь же безнадежно, как и прежде. Не потому ли «Ключи Марии» так и остались до сих пор непрочитанными?» Проблема публикации взволновала меня как гражданина.

Ведь ущербная мифоисторическая память — это все равно что национальная ущербность: «Обеспамятливание страшнее любых политических катаклизмов и социальных издержек…» И все же я не во всем согласен с автором. Например, он резко критикует Россию, меняющую внешний облик: «загаженные чужим наречием города», «Калинка-Штокман», «Макдональдс» над памятником Пушкину, тусовки типа «Кабаре» и т. д. По-моему, это неоправданное глубокими прозрениями автора раздражение. Я считаю, что самого Есенина это бы не покоробило. Он любил устремление России ко всему новому и даже одеваться предпочитал на западный манер.

Сегодня он вполне мог попасть в разряд «стиляг». Известно, что Есенин возил с собой чемодан, полный импортных галстуков. Но, как сказал великий Пушкин, которого Есенин обожал: «Быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей…» В основном Евгений Курдаков интересно раскрыл тему есенинских прозрений. Он подметил, что Есенин утвердил в «Ключах Марии» то, что роднит душу русского человека с природой: «… ведь и удаль молодецкая, девичья краса! — да, это тоже природа…». Не знал я до прочтения этой публикации, где был Одиссей.

А герой чужеземного мифа был, оказывается, «возле села Константинова, родины Есенина». Что ж, мне кажется, прекрасно стремление наших современных публицистов обращаться к философским проблемам, переданным им по эстафете нашими классиками. Это говорит о том, что наша отечественная культура не споткнется ни о какие «Кабаре» и «Макдональдсы».

Я в этом уверен.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Основные темы современной публицистики