«Кругом шиповник алый цвел, стояли темных лип аллеи…»
В соответствии с программой знакомство учащихся с творчеством И. А. Бунина осуществляется постепенно. В основной школе они получают представление о его поэтическом творчестве, читают и анализируют эпические произведения — «Чистый понедельник», «Солнечный удар». В одиннадцатом классе, при изучении монографической темы по творчеству писателя, необходимо систематизировать имеющиеся знания, помочь старшеклассникам в постижении особенностей мировоззрения и мастерства писателя. Каждое небольшое произведение, выбранное для изучения,
Учитывая, что для одиннадцатиклассников, безусловно, личностно значимо обращение к теме любви, мы стремились в процессе анализа бунинского произведения вызвать у них желание глубоко осмыслить авторскую концепцию любви, определить к ней свое отношение. Рассказ
Эпиграфом к диалогу с учащимися мы избираем слова самого писателя: «Мы живем всем тем, чем живем, лишь в той мере, в какой постигаем цену того, чем живем. Обычно эта цена очень мала: возвышается она лишь в минуты восторга — восторга счастья или несчастья, яркого сознания приобретения или потери; еще — в минуты поэтического преображения прошлого в памяти».
Предваряя работу с текстом, вспоминаем с учениками, какие произведения о любви они знают, анализируем читательские впечатления от прочитанных рассказов И. Бунина и отмечаем, что к началу XX века, кажется, все, что можно было сказать о любви, уже было сказано. Однако И. Бунин говорит об этом чувстве по-своему. Для героев его произведений любовь — это мгновение счастья, которое трагично уже потому, что невозвратимо. Цена этого невозвратимого мгновения осознается не в момент поглощенности чувством, а позже. «Позже» может наступить и через пятнадцать минут после расставания с любимой , и через тридцать лет . Чувство любви у Бунина лишено пошлости, даже чисто физическая близость исключительно духовна.
Это всегда «истинно волшебные» минуты.
Интересующий нас рассказ относится к позднему периоду творчества И. А. Бунина. В это время, по справедливому замечанию исследователя творчества писателя Л. А. Колобаевой, в связи с тенденцией к расширению эпического начала в произведениях Бунина появляется такая жанровая структура рассказа, которая, как бы превышая собственную природу, тянется к повести и даже к роману, берет на себя его задачи — через «мгновения» жизни просмотреть начала и концы, историю личности в целом, ее судьбу, всю «чашу жизни»