Чьи «Аустерлицы» показал Л. Н. Толстой в «Войне и мире»?
«Война и мир» — роман-эпопея, отражающая очень важные исторические события в жизни России 19 века. В этом произведении описаны войны с наполеоновской Францией, происходившие в 1805 -1807 и 1812 году. На фоне этих событий в романе показаны судьбы героев «Войны и мира». Персонажи эпопеи проходят через страшное горнило войны, проявляя свои истинные качества, духовно развиваясь, переосмысливая жизненные ценности. Одним из решающих событий войны 1805 — 1807 года стало Аустерлицкое сражение.
В «Войне и мире» оно показано как одно из основных
Цель этой битвы была непонятна солдатам, никто их них не хотел погибнуть за тысячу верст от дома. Дух армии ослаб, и в результате маленькая армия Наполеона одержала победу. Тысячи солдат погибли при Аустерлице. Для них небо этого австрийского городка стало последним зрелищем в жизни.
Этих людей заставили
Оно еще больше подогрело его тщеславие, самоуверенность, жестокость. Этого героя мы видим глазами Андрея Болконского, обожавшего Бонапарте. От этого облик Наполеона становится еще более отталкивающим: «На лице его было сиянье самодовольства и счастия». На самом же деле, все порывы, желания и цели этого героя были мелки и пусты.
Толстой подчеркивает «ничтожность величия, ничтожность жизни, которой никто не мог понять значения, и о еще большем ничтожестве смерти, смысл которой никто не мог понять и объяснить…» Все это ясно ощущает князь Андрей под влиянием «неизмеримо высокого» неба Аустерлица. Интересно, что в начале романа один из любимых героев Толстого — князь Андрей — конфликтует со своей средой. Столкновение назревает из-за недовольства Болконского своей жизнью и всей окружающей действительностью. Князя Андрея не устраивает общество, в котором он вращается. Герой считает, что оно похоже на болото, которое засасывает в трясину праздномыслия, бездействия, внешнего блеска и внутренней пустоты.
Князь Андрей же хочет жить «истинной», по его мнению, жизнью. Он пытается достичь власти через воинский подвиг. Долгое время идеалом и примером для Андрея Болконского был Наполеон Бонапарт. Герой стремился уподобиться своему кумиру. Он хотел одержать великую победу, подобную наполеоновскому Тулону.
Война 1805 года предоставляла ему такую возможность. В день битвы под Аустерлицем князь Андрей с нетерпением ждет осуществления своих честолюбивых планов. Но после поражения войск героем овладевает жестокое разочарование.
Князя Андрея ранят. Лежа на Праценской горе с «древком знамени в руках», герой переосмысливает всю свою жизнь. Его голова теперь уже не занята мыслями о сражении, о поражении и о неудавшемся Тулоне.
Болконский смотрел в «высокое небо Аустерлица» и понимал, что «… ничего, ничего не знал до сих пор». В эти же мгновения князь Андрей переосмыслил и свое отношение к Наполеону. Услышав рядом с собой голоса, он понял, что среди них был и голос его кумира.
Наполеон произнес: «Вот прекрасная смерть». Но для князя это были уже не слова великого императора, а всего лишь «жужжание мухи»: «В эту минуту Наполеон казался ему столь маленьким, ничтожным человеком в сравнении с тем, что происходило теперь между его душой и этим высоким, бесконечным небом с бегущими по нем облаками». Князь Андрей полностью разочаровывается в Бонапарте с «безучастным, ограниченным и счастливым от несчастья других взглядом».
Теперь, когда цель всей жизни героя — добиться славы — разрушена, им овладевает беспокойство. Но небо обещает успокоение, а это значит, что есть надежда стать счастливым. Только искать счастье нужно где-то в другом месте.
И князь Андрей это понимает: «Ничего, ничего нет верного, кроме ничтожества всего того, что мне понятно, и величия чего-то непонятного, но важнейшего!» И мысли «о чем-то непонятном и важнейшем» постепенно завладевают им. Он думает о Боге, о жизни и смерти, о сестре, о жене и сыне: «Тихая жизнь и спокойное семейное счастие в Лысых Горах представлялись ему. Он уже наслаждался этим счастием…» Так, за считанные секунды меняется мировоззрение героя. Побывав на краю смерти, Андрей Болконский направляет все свои интересы в сторону семейной жизни.
Таким образом, небо Аустерлица стало значимым для многих тысяч людей, участвовавших в Аустерлицком сражении. Для кого-то оно стало подтверждением мнимого всемогущества , для кого-то — муками совести и нравственными страданиями , для кого-то — переосмыслением всей жизни , а для кого-то — просто несправедливой и безвременной смертью .