«Честно хочется прожить…»
Современная драматургия обращается к социально-философским и нравственным проблемам, которые способствуют постижению духовного мира человека наших дней. Нравственные проблемы в пьесах неотделимы от трудовой деятельности героев, поэтому человек и его дело являются ключевыми проблемами драматургии. Научно-технический прогресс осмысляется драматургами как глубинное явление, заключающееся как в модернизации производства, так и в перестройке психологии людей, в воспитании убежденности, чувства ответственности перед обществом, умения подчинить
В основе драматургии Вампилова — нравственный конфликт. Его герои, особенно молодые, на пути нравственных поисков, осмысления своей жизни, поступков. Художественное мастерство драматурга проявляется в организации сюжета, жесткой композиционной структуре, умении создать яркие, выразительные характеры со сложной
В пьесе «Старший сын» студент Бусыгин и его попутчик Семен Севастьянов, по прозвищу Сильва, провожая девушек, с которыми познакомились в кафе, опоздали на последнюю электричку. Им негде ночевать. Они приходят на квартиру старого музыканта Сарафанова, где Бусыгин выдает себя за его старшего сына, родившегося якобы в годы войны от случайной фронтовой связи. Таким образом Бусыгин и Сильва случайно вторгаются в мир чужой семьи, становятся свидетелями сложных семейных отношений.
И хотя Бусыгин изрек афоризм: «У людей толстая кожа, и пробить ее не так-то просто», — он скоро понял жестокость и необдуманность своего легкомысленного поступка. Вначале Бусыгину кажется, что он на этот обман даже имеет право, поскольку его собственный отец оставил семью. Но в ходе разговора выясняется, что Сарафанов — человек достойный и глубоко порядочный.
Возникает сложное положение: раскрыть свой обман — оскорбить человека в его лучших, искренних чувствах, не раскрыть — тоже нельзя. Бусыгин, в отличие от Сильвы, духовный мир которого ограничен, — человек легко уязвимый и ранимый, глубоко чувствующий боль другого. Есть в нем известная психологическая близость с Сарафановым. Сарафанов скрывает от окружающих, что он давно уже не работает в оркестре, а играет на свадьбах и похоронах.
Сарафанову безразлично, сын ему Бусыгин или нет, для него важна та близость душ, которая вдруг раскрылась. Пьеса «Старший сын» утверждает духовное единство людей, независимо от родственных связей.