Формирование гротесковых приемов типизации в сатире Щедрина
Вернувшись в 1856 году из ссылки в Петербург, Салтыков вновь обращается к литературной деятельности и пишет большой цикл произведений, объединенных под названием «Губернские очерки». Произведения эти создавались па основе тех обильных впечатлений, которые были получены писателем во время жизни в Вятке и многочисленных служебных поездок по Вятской и другим губерниям. Правдивое, яркое изображение действительности в новых сочинениях Салтыкова (публиковавшихся как записки отставного надворного советника Н. Щедрина) сразу выдвинуло писателя
Обращение Салтыкова к жанру очерка было не случайным. Дело в том, что исследование жизни общества, к которому призывал писателей Белинский, в 40-е годы было затруднено из-за чудовищного цензурного гнета. После смерти Николая I атмосфера в стране в этом отношении несколько изменилась: стало возможно открыто писать о таких вопросах, обсуждение которых прежде находилось под запретом. Вот почему вторая половина 50-х годов отличается каким-то особенным вниманием к окружающей реальности. Описание действительно случившегося, опора на конкретные факты, стремление к достоверному отображению
«Губернские очерки» Щедрина были в этом смысле произведением в высшей степени характерным для того исторического момента, когда появились. Реальная жизнь изображалась в них во всей своей неприглядной истине, без умолчаний и без прикрас. Изображалась в том виде, в каком существовала на самом деле. Изображалась резко критически, сатирически.
Именно с «Губернских очерков» начинается тот Щедрин, знаменем которого становится сатира. Уже в первой своей литературно-критической статье этих лет — статье о Кольцове, явившейся ярким выражением эстетического предо молодого писателя, — Салтыков провозглашает необходимость глубокого анализа пороков и недостатков современного общества. С этих пор он будет не раз заявлять о важной роли сатиры, «которая провожает в царство теней все отживающее» (5, 427), и о высокой миссии писателя-сатирика, который должен быть «будителем общественного сознания».
О себе же Щедрин впоследствии скажет так: «Как литератор, занимающийся книгопечатанием с ведома рето-рики, я разработываю всякого рода знамена в пределах той литературной рубрики, которая известна под именем «сатиры». Затем справляюсь с любым курсом реторики и убеждаюсь, что основной характер «сатиры» заключается в том, что она «осмеивает пороки»
Осмеянию пороков и посвятит свое творчество Щедрин. При этом само понимание писателем пороков, их сущности, их взаимосвязи между собой и зависимости от господствующего общественно-политического строя будет становиться все более и более глубоким. Будут изменяться, обогащаться и художественные приемы и принципы сатиры Щедрина.
Уже «Губернские очерки» были произведением явно сатирическим. Однако сатира эта еще не выходила за рамки жизненного правдоподобия’. «В первой книге Салтыкова,- как справедливо пишет С. Л. Макашин,- преобладает еще «объективная» сатира в форме бытописания. Обличительной силы она достигает без резких карикатурных заострений и смещений реальных пропорций критикуемых явлений или персонажей. Это еще в основном линия Грибоедова и Гоголя — Гоголя «Мертвых душ»,- которая, впрочем, кое-где. уже обнаруживает тенденцию к переходу в более сухую и жесткую, а вместе с тем более «субъективную» и страстную салтыковскую линию, когда сатирическая сущность изображения достигается гротескной или гиперболической резкостью деталей, когда смех становится более ожесточенным и беспощадным, гневным и казнящим»
В 1857 году Салтыков пишет повесть «Жених», имеющую подзаголовок «Картина провинциальных нравов». Повесть эта и по теме своей, и по проблематике примыкала к «Губернским очеркам». Действие ее развертывалось г. том же самом городе Крутогорске, а среди персонажей встречались уже известные читателю генерал Годубовицкий, Порфирий Петрович, Разбитной и другие. Вместе с тем это произведение Щедрина явно отличалось от других ( со сочинений этих лет: в «Женихе» писатель вновь обратился к гротеску, от которого вроде бы отошел после «Запутанного дела».
Дальнейший путь Щедрина к более широкому использованию в своей сатире фантастики и гротеска лежал через пародию на жанр, использовавший фантастическое в «возвышенных» целях, а фактически — с целью увести искусство от действительности.
С самого начала своей литературной деятельности Щедрин боролся с искусством, оторванным от жизни, от ее реальных проблем. Наиболее ярким воплощением такого рода искусства был современный писателю балет. Надуманные сюжеты, построенные на «чудесах» и «волшебства», при внимательном рассмотрении оказывались самой обыкновенной чепухой и галиматьей.