Антивоенный пафос в произведениях М. Ремарка И Э. Хемингуэя
Первая мировая война стала первой глобальной трагедией XX столетия, она забрала жизни миллионов людей, а десятки миллионов сделала инвалидами. Ее трагедия еще и в том, что она разрушила души целого поколения. Прогрессивные писатели первыми почувствовали моральные последствия войны. В творчестве Э. М. Ремарка, Э. Хемингуэя мы знакомимся с героями, которые на войне физически не пострадали, но она искалечила их души.
Ремарк и Хемингуэй, будучи участниками военный действий, находились по разным сторонам фронта, в их героях есть общие черты. Это
Герои романа немецкого писателя Э. М. Ремарка «Три товарища» уходят на войну прямо со школьной скамьи восемнадцатилетними юношами. Пять лет войны, пять лет страданий, смерть товарищей — это весь их жизненный опыт, с которым они возвращаются к мирной жизни. Они вернулись с ненавистью ко всему и готовы бороться против корысти, эгоизма, лицемерия общества. По истечении нескольких лет некоторые из них сумели приспособиться к новым условиям и забыть ужасы войны, а те, кто не смог этого сделать, были обречены на одиночество. Три героя романа олицетворяют
Эту же тему развивает в своих произведениях и американский писатель Э. Хемингуэй. Его первый большой роман «Прощай, оружие!» имеет ярко выраженную антивоенную направленность. Герой романа Фредерик Генри ушел на войну добровольцем, но она уничтожила иллюзии, которые были присущи молодым американцам. Генри — лейтенант санитарной службы, насмотревшись на сотни искалеченных войной людей, их страдания и смерть, дезертирует из армии. Он хочет спасти свою любовь, будущего ребенка. Герои попадают в Швейцарию — страну, которая не принимала участия во Второй мировой войне, но ее влияние ощутимо и здесь: изменился уклад жизни, изменились люди. В финале романа Хемингуэй показывает смерть во время родов любимой главного героя и их ребенка. Генри остается один, без надежды на будущее. Его желание избежать войны приводит к опустошению и » одиночеству.
Писатели разных стран в своих произведениях поднимают вопрос о коллективной ответственности нации, народа за разжигание войны и о личной ответственности каждого за пассивность в антивоенной борьбе.