“Путешествие из Петербурга в Москву”, как художественное произведение


Первое в русском литературоведении определение жанра путешествия принадлежит И. М. Борну. В “Кратком руководстве к российской словесности” (1808) он пишет следующее: “Путешествия суть истинные повествования о случившихся со странствовавшим приключениях в разных частях света, с естествословными описаниями виденных стран”; Борн при этом выделяет “особенный род путешествий, целью имеющих наблюдения нравственности и степени народного и частного просвещения”, и называет их “сентиментальными путешествиями”. Во второй половине XVIII в. сентиментальные путешествия были одной из самых распространенных форм литературных произведений. Писатели-Сентименталисты обычно использовали форму путешествия, чтобы лучше раскрыть мельчайшие нюансы чувств своего героя; действительность – природа и общество – стоит как бы в стороне, на втором плане, она показывается только лишь сквозь призму личных переживаний автора-путешественника.
Среди сентиментальных путешествий в европейских литературах наибольшей популярностью пользовалось “Путешествие по Франции и Италии” (1786) английского писателя Т. Д. Смоллетта. В нем рассказывается о бесправии, угнетении и нищете французского народа, о разложении верхушки абсолютистского государства и об успехах французской философии. Отчасти пародией на “Путешествие” Смоллетта было “Сентиментальное


путешествие” (1768) английского писателя Л. Стерна, Последний сосредоточивает свое внимание на воспроизведении индивидуальных переживаний своего героя, причуд и “заблуждений сердца”, возникающих в процессе путешествия и в связи со всем увиденным.
В русских журналах второй половины XVIII в. увидело свет немало сентиментальных путешествий, например: “Путешествие добродетели” и “Просвещенный путешественник. Фонвизин напечатал первую часть, своего “Путешествия глухого и немого”. Это был рассказ о провинциальной помещичьей России. В нем на первый план выступают не чувства и внутренний мир путешественника, а реальная действительность. Герой-путешественник как бы вырывался из сферы частной, личной в сферу жизни общественной, политической. Выбирая свой жанр, Радищев сознательно опирался на русскую традицию путешествий, но вложил в старую форму принципиально новое содержание. Писатель наполнил его злободневным политическим содержанием; вместо разрозненных заметок и наблюдений путешественника, углубленного в собственные мысли и переживания, занятого только самим собой, мы находим у Радищева совершенно другого героя – Гражданина, Борца, живущего интересами своего народа, своей страны. Духовный мир нового героя был главным предметом изображения в литературе европейского и русского сентиментализма XVIII в.
Сентиментализм (от английского слова – “чувствительный”) – это направление в литературе и искусстве Западной Европы и России. В отличие от литературы классицизма, сентиментализм объявляет доминантой человеческой природы, мерилом добра и зла не разум, а чувство. Человек, учили писатели-сентименталисты, становится свободным и может переустраивать по-новому мир лишь в том случае, если он неустанно совершенствует свои “естественные чувства”. Отсюда и призывы сентименталистов слиться с природой, обратиться к миру неиспорченных цивилизацией людей, чутко откликаться на все происходящее в мире, бороться за добро и справедливость. Открытие богатого, духовного мира простолюдина было настоящим художественным завоеванием нового направления.
В России сентиментализм как самостоятельное течение оформился в 1790-е гг. в творчестве Н. М. Карамзина, И. И. Дмитриева, а также Ю. А. Нелединского-Мелецкого, В. В. Капниста, Н. А. Львова, В. Л. Пушкина и др. Не прошел мимо него и Радищев. Его “Путешествие” носит отчетливые следы влияния поэтики сентиментализма. “Однако “чувствительность” как мировоззренческая категория, ограничивающая реакцию человека лишь состраданием, сочувствием, не удовлетворяет Радищева, – справедливо замечает исследователь В. И. Федоров. – Она только первый импульс при его встрече с рабски закабаленным народом, с безудержным разгулом самодержавия. Истинный гражданин только тогда испытает удовлетворение и радость (“веселио неизреченное!”), когда непосредственно включится в борьбу за освобождение народа, станет “соучастником быть во благоденствии себе подобных”. Вот почему в силу собственной политической активности и художественного мастерства Радищев в “Путешествии из Петербурга в Москву” переходит за рамки метода сентиментализма и, используя элементы реалистического метода, создает, опережая время, уникальное произведение словесного искусства.
“Путешествие из Петербурга в Москву” – это собрание художественных и документальных повестей, публицистических очерков, теоретических трактатов, философских рассуждений, политических деклараций, исповедей, писем, слов, од и т. д., объединенных внешне – сюжетом путешествия из новой в древнюю столицу России, а внутренне – идеей политической борьбы с самодержавием и крепостничеством. Сюжет путешествия несет служебную функцию, облегчая автору собирание и группировку разнородного материала в стихах и прозе из русской жизни и русской истории. Российская действительность воспринимается исключительно глазами “чувствительного” путешественника – мыслителя, философа, гражданина и простого человека, который уставал от езды в коляске, выходил из нее, чтобы размять ноги, потирал ушибленные бока, с удовольствием пил кофе грустил, страдал и плакал, видя людское горе, ненавидел и звал к возмездию, шутил и смеялся сквозь слезы. Образ путешественника – главный внешний сюжетообразующйй стержень произведения.
Без него не было бы и “Путешествия из Петербурга в Москву”. Путешественник -это любознательный, внимательный и душевный человек, который “любопытствует” узнать истории всех, кого он встречает на своем пути. Он обладает редким даром располагать к себе людей, так что, встретив его в первый раз, они рассказывают свои истории с величайшей охотой, доверяя ему самое сокровенное. Путешественник едет на перекладных из Петербурга в Москву и по дороге останавливается на почтовых станциях, где ему меняют лошадей. Композиция “Путешествия” внешне представляет собой собрание из 26 глав и посвящения А. М. Кутузову, “любезнейшему другу” путешественника. 24 из 26 глав. иосят названия почтовых станций: “София”, “Тосна”, “Любани”, “Чудово”4, “Спасская Полесть”, “Подберезье”, “Новгород”, “Бронницы”, “Зайцово”, “Крестьцы”, “Яжелбицы”, “Валдай”, “Едрово”, “Хотилов”, “Вышний Волочок”, “Выдронусшц “Торжок”, “Медное”, “Тверь”, “Городня”, “Завидово”, “Клин”, “Пешки”, “Черная грязь”; первая глава называется “Выезд”, а последняя, 26-я – “Слово о Ломоносове”.
В 17 главах из 26 повествование ведется от лица путешественника, в девяти рассказывают другие персонажи. Так, в главе “Чудово” повествование ведет приятель путешественника Ч., в главе “Зайцово” – приятель путешественника Крестьянкин, в главе “Крестьцы” – крестицкий дворянин, главы “Хотилов” и “Выдронуск” передают содержание бумаг, найденных путешественником на постоялом дворе Хотнловского яма, в главе “Торжок” рассказ ведется человеком, “отправляющимся в Петербург на скитание прошения”, в главе “Медное” повесть “о продаваемых с публичного торга” написана “гражданином будущих времего, т. е. тем самым, который составил “Проект в будущем”, главы “Тверь” и “Слово о Ломоносове” содержат материал, полученный путешественником от новомодного стихотворца, “парнасского судьи”. В авторе оды “Вольность” и посвящения объясняет в замысле книги.



1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Loading...


Поэма блока соловьиный сад.
Сейчас вы читаете: “Путешествие из Петербурга в Москву”, как художественное произведение