Творчество Эдгарда По в процессе становления научно-фантастического жанра
Важную роль сыграло творчество По в процессе становления научно-фантастического жанра. «Рукопись, которая была найдена в бутылке», «Повесть о странствованиях Артура Гордона Пима», «Необычные приключения неизвестного Ганса Пфааля», «История с аэростатом», «Дневник Джулиуса Родмена» поражают обоснованностью научной базы. Глубокие познания По в области математики, астрономии, медицины делали картины, созданные им убедительными. Читатель верил, что эти картины являются не столько фантастическими, сколько пророческими.
Как первооткрыватель детективного жанра По выступил в рассказе «Убийство на улице Морг», «Тайны Мари Роже», «Украденные письма» (1840 — 1849). Все три рассказа объединяет образ следователя Дюпена. По предложил определенную модель, которую и до сих пор используют писатели, которые работают в детективном жанре. Позднее Артур Конан Дойл создаст своего Шерлока Холмса, Агата
По предложил путь интеллектуализации и эстетизации поисковой работы (в реальности уголовный розыск не выглядит таким интересным и привлекательным).
Модель, которую предложил По, включает следующие элементы: преступление, свидетельские показания, логика рассуждений следователя, установление личности преступника. Умозаключения следователя являются центральным элементом, от их остроумия зависит художественная ценность детектива. Преступник является «замаскированным» так, что подозрение на него падает в последнюю очередь, поэтому финал рассказа всегда неожиданный (например, кровавым убийцей двух женщин на улице Морг оказывается. огромная обезьяна).
Для Дюпена, также, как и для Холмса или Мэгрэ, работа следователя является не рутиной службой, а эстетичным наслаждением, они исполняют свой долг не ради денег, а ради познания.
Детектив всегда (и это тоже открыл По) пишется в лаконичном, суховатом стиле, который дополняется «железной логикой» следователя-артиста.