Приключенческие новеллы Эдгара По

Особую группу среди произведений По представляют приключенческие новеллы. Среди них отличается ранняя повесть «Необыкновенные приключения некоего Ганса Пфааля», действие которой, окрашенное юмором и иронией, происходит в Роттердаме. Как-то жители города становятся свидетелями неординарного события: в небе над ними появляется предмет, который имеет форму «блазенского колпака», из которого какой-то незнакомец сбрасывает письма, адресованное губернатору Супербусу ван Ундердуну. Письма прислал с Луны некий Ганс Пфааль, ремесленник,

который исчез из Роттердама пять лет тому назад.
В письме речь идет о том, как, оказавшись в тяжелом материальном затруднении, затравленный кредиторами, Пфааль решился на рискованный шаг, решив оставить этот мир. Составив немного денег, проштудировав соответствующие научные работы, он своими силами смастерил воздушный шар и втайне отправился прочь из Роттердама. В письме дается тщательный, (в форме дневника) отчет о полете, в результате которого Пфааль оказался на Луне. В этой повести По оказались достаточно привлекательные черты его творческой манеры. Писатель увлекает читателя «силой деталей». Фантастический
сюжет объединяется с конкретными деталями, которые касаются изготовления и оборудование воздушного шара, особенностей навигации, ощущений человека, который ширяет высоко над Землей. По создает ощущение документальности того, о чем он пишет. Воздухоплавательная тематика является ведущей и в новелле «История с воздушным шаром», в которой речь идет о перелете через Атлантический океан.
Писатель взял за основу конкретные свидетельства путешественников и в «Повести о приключениях Артура Гордона Пима» (1838): рассказ о корабельном путешествии в далекие страны, изложенная в форме дневника, оживленного яркими художественными описаниями. Этот и другие произведения (например, «Дневник Джулиуса Родмена») в значительной мере определили принципы того направления в современной литературе, который сегодня называют научной фантастикой.
Хотя у себя на родине По в течение жизни надлежащих образом не оценили, тем не менее он стал первым американским национальным мастером слова, чье влияние на мировую литературу оказался разнообразным и глубоким. Его международная слава началась из Франции, где в 1845 г. были напечатанные две его новеллы («Золотой жук» и «Похищенное письмо»). Приблизительно тогда же произведениями По пришел в восхищение Ш. Бодлер, его пылкий почитатель и пропагандист. Он опроверг легенду об «пьяном поэте», разгледев в По редкостный острый ум и «неукротимую любовь к Прекрасному». Эти мысли Бодлер изложил в своей работе «Эдгар По. Жизнь и творчество» (1856). Он писал, что «Соединенные Штаты были для По лишь исполинской тюрьмой, в которой он лихорадочно метался как существо, родившиеся дышать в мире с намного более чистым воздухом». Бодлер, который ощущал внутреннюю родственность с По, опубликовал том своих переводов американского поэта. На изломе столетий, не без влияния Бодлера, среди французских символистов возник настоящий культ По-новеллиста и особенно автора «Ворона»: среди его пылких почитателей были С. Малларме и П. Верлен, а чуть позже — Г. Аполлинер и П. Валере. Если критики в США писали о своем соотечественнике довольно снисходительно, то во Франции его воспринимали как классика, достойногов стать рядом с О. де Бальзаком, Ч. Диккенсом или Ф. Достоевским.
Влияние По заметнои в английской литературе, прежде всего в творчестве символистов (О. Уайлд) и неоромантиков (Р. Л. Стивенсон). Он стимулировал развитие научно-фантастического жанра, его опытом плодотворно воспользовались Жюль Берн и Г. Уэллс. Жюль Верн даже дописал историю главного героя «Повести о приключениях Артура Гордона Пима» в своем романе «Ледяной сфинкс».
Поэт редчайшего музыкального чувства и мелодичности, По не случайно стал объектом пыльного внимания композиторов. Среди них, прежде всего, следует вспомнить К. Дебюсси, М. Равеля, С. Рахманинова и С. Прокофьева. Дебюсси сознавался, что его буквально «преследуют» волшебные шедевры По, затем он предложил музыкальную интерпретацию новеллы «Крах дома Ашеров». А 1908 г. Дебюсси выступил в нью-йоркской » Метрополитен-Опере» с серией музыкальных произведений, написанных по мотивам произведений По. Исключительной популярности достигла музыкальная поэма для хора и солистов «Звоны», которую создал Рахманинов на слова американского поэта.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Приключенческие новеллы Эдгара По