Сюжеты стихотворений Маршака
В 1929 году выходит стихотворение «Усатый-полосатый» — рассказ о девочке и «сером, полосатом, усатом» котенке. Как и всегда у Маршака повествование ведется живо и занимательно, в игровой манере. Автор умело использует форму загадок, считалок:
— Жила-была девочка.
— Как ее звали?
— Кто звал,
— Тот и знал.
— А вы не знаете.
— Сколько ей было лет?
— Сколько зим,
— Столько лет
— Сорока еще нет.
— А всего четыре года.
Интересно это произведение и гармоническим сочетанием прозаического
«Хороший день». Сюжетная канва ее очень проста: это история о том, как мальчик и его отец провели вместе выходной день. Но она превратилась у поэта в полный глубокого содержания разговор о Москве, о Родине, о счастливом детстве. В одно яркое, светлое событие сливаются у читателя и прогулка по Москве, и посещение зоопарка, и голубое небо, и теплота дружеских отношений отца и сына. В 1949 году появляются стихотворения «Великан» и «Дети нашего двора». И в этих стихах живет подлинная поэтическая радость: увлеченно, самозабвенно рассказывая об игре детей, автор как бы сам принимает в ней
— Суховат и суковат
— Этот конь сосновый,
— Но я слышу, как стучат
— Все его подковы!.
Но игра, увлеченность никогда не заслоняют в стихах Маршака серьезных мыслей, раздумий о человеке, его призвании, месте в жизни:
— Ты гордись своим отцом,
— Знатным гражданином,
— Но и сам будь молодцом,
— А не только сыном.
Поэт учит ребенка ценить человека за его личные качества, предостерегает от зазнайства, самовлюбленности. Так, ненавязчиво, с большим чувством меры и такта Маршак знакомит своих читателей с новой, социалистической моралью, говорит о чувстве собственного достоинства, присущем советскому человеку, об обществе, построенном на разумных, справедливых началах.
«Разноцветная книга», «Костер на снегу», «Лесная книга», «Круглый год». «Разноцветная книга» была создана поэтом в 1946 году. Мир, окружающий ребят, засверкал здесь необычайно яркими красками:
— Бродят в траве золотые букашки,
— Вся голубая, как бирюза,
— Села, качаясь, на венчик ромашки,
— Словно цветной самолет, стрекоза.
Все описания исключительно конкретны, ярки, эмоциональны:
— Вон темно-красная божья коровка,
— Спинку свою разделив пополам,
— Вскинула крылья прозрачные ловко
— И полетела по божьим делам.
А вот перед нами бабочки: «в одинаковых платьях, как сестры», «сели в траву отдыхать». Тонким лирическим чувством проникнуты «Лесная книга» и «Круглый год». Цикл стихотворений под общим названием «Круглый год» (1945) -это поэтический календарь природы, причем для каждого месяца Маршак находит тонкие, характерные приметы. Каждое четверостишие воспринимается как детская песенка:
— Открываем календарь — Начинается январь.
— В январе, в январе Много снегу на дворе.
— Или:
— Пришел июнь.
— Июнь! Июнь! —
— В саду щебечут птицы.
— На одуванчик только дунь —
— И весь он разлетится.
Таким образом, «Круглый год» — своеобразная и очень тонкая попытка решить не только поэтические, но и познавательные, педагогические задачи. Той же конкретностью и образностью отмечены и описания природы в «Лесной книге». Вот, казалось бы, обычный стол, но и у него есть своя истории: «он много лет в лесу провел», «он был в чешуйчатой коре», а потом, побывав в рабочих руках, вышел «устойчив и широк, где был на нем рогатый сук, виднеется глазок». Художественный и познавательный материал в стихах этого цикла сочетаются естественно, без натяжки, в высшей степени гармонично. Книга написана для младших дошкольников, на этот возраст рассчитано не только содержание, но и вся система изобразительных средств. Ритм стихотворения передает быструю смену событий; часто используются парные рифмы:
— В звезде найдешь ты букву «3»,
— И в золоте, и в розе,
— В земле, в алмазе, в бирюзе,
— В заре, в зиме, в морозе.
Звукопись в стихах осязаема: одни буквы кажутся нам добрыми, другие — сердитыми: В этом месте очень колко Все, что в руки ни возьмешь: Нам ладони колет елка, Ежевика, ерш и еж. В стихах о букве «3» поэту удалось передать музыкальный образ цветущего зеленого мира, наполненного какой-то особой весенней радостью. В поэтической энциклопедии «Веселое путешествие от А до Я» сочетаются стремительность, порывистость движения, характерные для Маршака, автора «Пожара», «Почты», с тонкой одухотворенностью, поэтичностью, лиризмом, характерными для его послевоенных стихов, вошедших в «Круглый год» и «Лесную книгу». Рассказывая своим маленьким читателям о русской стране и ее людях, о счастливом детстве российских ребят, писатель постоянно помнит о том, что существует другой мир, основанный на эксплуатации и угнетении.