Готхольд Эфраим Лессинг
Лессинг положил начало великому делу преобразования новой немецкой литературы. Близкий по своим общественно-эстетическим устремлениям к Дидро, он закладывает основы реалистической эстетики, носящей во многом материалистический характер, а его боевая драматургия становится политической трибуной эпохи. Определяя характер деятельности Лессинга, Ф. Энгельс сравнивал немецкого просветителя с русскими революционными демократами, назвав Добролюбова и Чернышевского двумя социалистическими Лессингами. Активный борец против уродливых порождений
Лессинг родился в семье бедного пастора в Каменце, верхнелужицком городке саксонского курфюршества. Родители рассчитывали на то, что по семейной традиции он будет пастором. Но, вопреки патриархальному воспитанию и воздействию строгих правил лютеранства, юный Лессинг рано пристрастился к чтению книг светского
Образование Лессинг получает в Лейпцигском (1746-1748). и Вит-тенбергском (1748) университетах — сначала на богословском факультете, а затем на медицинском, отвечавшем его интересам в области естествознания.
Уже в студенческую пору Лессинг дружит с земляком X. Милиусом, -издателем журнала «Вольнодумец» и ученым-естествоиспытателем, влияние которого на юношу было огромным.
Немалое значение в процессе формирования общественно-эстетических взглядов Лессинга имела и его ранняя дружба с актерами бродячей труппы известной актрисы Каролины Нейбер, игравшей тогда в Лейпциге. Для этого театра им были написаны первые пьесы, в которых заметен дух свободомыслия и довольно острой социальной критики.
Духовная атмосфера в Саксонии уже тогда резко отличалась от «прусских» условий. Дрезденская картинная галерея, книжные издательства, журналистика, крупные силы в университете- все это привлекало молодежь. Лейпциг, по словам Ф. Меринга, «был не только наилучшим, но и единственным городом, где отпрыск буржуазного класса мог, глотнуть немного воздуха жизни».
Получив ученую степень магистра, Лессинг все же не освобождается от нищеты. Литературно-критическая деятельность его была боевой и целенаправленной. Отстаивая наиболее передовые принципы искусства, он направляет свою критику как против сухого рационализма готшедианцев, так и против теоретиков «швейцарской школы», особенно поэзии, проникнутой духом мистицизма.
В 1750-х годах Лессинг сблизился с Николаи и Мендельсоном {стоявшими на позициях умеренного просветительства), однако радикализм его взглядов их вскоре отпугивает. Временем издания Лессингом журнала «Письма о новейшей литературе» (1759-1765, более известного под названием «Литературные письма») принято датировать новый этап в развитии немецкой литературы.
Просветительское значение «Литературных писем» Лессинга было велико. В них он выступал против подражательной литературы и засилия устаревших авторитетов.
Весьма содержательная научно-литературная