Краткое изложение Узеир Абдул Гусейн-оглы Гаджибеков. Кер-оглы

КЕР-ОГЛЫ

Опера в пяти актах

Либретто М. С. Ордубады и Г. Исмаилова

Действующие лица:

Алы, старик, коновод у Гасан-хана

Ровшен , его сын

Нигяр, возлюбленная Ровшена

Эйваз, ее брат

Гасан-хан

Бас

Тенор

Сопрано

Тенор

Баритон

Ибрагим-хан

Гамза-бек

}

Приближенные Гасан хана

Бас

Тенор

Эхсан-паша

Полад, слуга Гасан-хана

Шут Гасан-хана

Придворная певица

Тенор

Тенор

Тенор

Сопрано

Надир

Вели

}

Крестьяне

Тенор

Тенор

Полководцы

— 1-й, 2-й, 3-й

Глашатаи — 1-й, 2-й, 3-й

Тенора

Тенора

Крестьяне, гости хана, вельможи, воины Кер-оглы, воины хана, танцовщицы, свита Гасан-хана.

Действие происходит в Азербайджане в конце XVI века.

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

В основу сюжета оперы положен популярный народный эпос «Кер-оглы», сохранившийся в репертуаре народных певцов до наших дней. В нем отражены события конца XVI — начала XVII века, когда азербайджанскому народу

приходилось бороться и против местных феодалов и против ирано-турецких завоевателей. Герой эпоса — страстный борец за свободу и счастье народа Кер-оглы . Народная фантазия наделила его богатырской силой и беззаветной храбростью. Но Кер-оглы не только мужественный предводитель повстанцев.

Он и вдохновенный ашуг, то есть народный певец, импровизирующий под аккомпанемент саза . Поэтические стороны его души раскрываются во взаимоотношениях с невестой, самоотверженной Нигяр.

Гаджибеков работал над оперой с 1932 по 1936 год. Композитор стремился, по его словам, «создать национальную по форме оперу, используя достижения современной музыкальной культуры». В этом ему помогло глубокое знание азербайджанского фольклора: в то же время он трудился над капитальным научным исследованием «Основы азербайджанской народной музыки» . Работая над «Кер-оглы», композитор изучал также музыку той эпохи, в которую развертывается действие оперы; балетные сцены, по словам автора, «написаны в стиле музыки XVII века».

Премьера оперы состоялась 30 апреля 1937 года в Баку в Театре оперы и балета имени М. Ф. Ахундова. Через год опера была показана в Москве на декаде азербайджанского искусства. Произведение вошло также в репертуар оперных театров Туркмении, Армении и Узбекистана.

СЮЖЕТ

Весеннее утро. На зеленеющих полях южного Азербайджана работают крестьяне. Невесело у них на душе.

Народ измучен непосильным трудом и непрестанными поборами, чинимыми его могущественным властелином — жестоким Гасан-ханом. Вот и сам хан со своими приближенными. При его появлении крестьян разгоняют кнутами. Гасан-хан требует поймать для него лучшего коня. Но старик-табунщик Алы на свою беду уже угнал коней на пастбище.

Напрасно он пытается объяснить, что сделал это без злого умысла, — хан велит ослепить старца. Сыну Алы Ровшену сообщает о несчастье его возлюбленная Нигяр. Теперь ты — Кер-оглы , — горестно говорит старый табунщик сыну. Скорбь и гнев охватывают крестьян.

Ровшен, принявший новое имя — Кер-оглы, призывает народ отомстить хану за все его злодеяния и поднять восстание. Крестьяне полны решимости начать борьбу. Избрав Кер-оглы своим предводителем, они уходят в горы.

Нигяр по просьбе возлюбленного остается, чтобы сообщать восставшим о всех замыслах врага.

В пышных покоях Гасан-хан с почестями принимает гостя — турецкого пашу Эхсана. Встревоженные набегами повстанцев, они решили покончить с недавней враждой и заключить военный союз. Веселье прерывается появлением сборщиков подати. В страхе они докладывают, что Кер-оглы со своим отрядом отнял всю собранную подать. Посовещавшись с полководцами, Гасан-хан решает двинуть на мятежников большое войско.

Но шут Телхек заявляет, что нужен всего-навсего лишь один хитрец. Если похитить у Кер-оглы его любимую лошадь, то он всюду будет ее разыскивать. И тогда совсем нетрудно будет схватить бунтовщика. Хитроумный план всем понравился. За его выполнение берется богатый сановник Гамза-бек.

Но он ставит условие — в награду Гасан-хан должен дать ему красавицу Нигяр. Явившись по требованию хана, Нигяр узнает о коварном замысле. Она тайно отправляет своего брата Эйваза предупредить Кер-оглы.

Военный лагерь повстанцев в крепости Ченли-бель, расположенной в неприступных горах. Кер-оглы с группой воинов возвращается из очередного успешного похода. С ними пришло пополнение — бедняки из Армении, Грузии, Курдистана. В разгар торжества по случаю новой победы на площади появляется Гамза-бек, переодетый нищим. Он умоляет дать ему приют — хан вконец разорил его.

Узнав, что пришелец был конюхом, доверчивый Кер-оглы поручает ему уход за своим конем Кыр-атом. Тщетно друзья предостерегают его — вдруг это шпион Гасан-хана! Но Кер-оглы спокоен — в таком случае Нигяр предупредила бы его. Вечереет. Начинается гроза.

Воспользовавшись непогодой и безлюдьем, Гамза-бек уводит Кыр-ата и скрывается в темноте. Караульные подымают тревогу, но уже поздно.

Довольный удачей, Гасан-хан весело пирует со своими вельможами. Вдруг он видит в зале молодого ашуга с сазом в руках. Это — переодетый Кер-оглы. Гасан-хан возмущен дерзостью пришельца, не изволившего даже поклониться.

Но прекрасное пение ашуга приводит его, как и всех присутствующих, в восторг. Чтобы узнать, здесь ли похищенный конь, Кер-оглы предлагает спеть песню о знаменитом Кыр-ате. Хан удивлен, но соглашается. Прослушав песню, он хвастается, что конь этот находится в его конюшне.

Ашуг выражает сомнение, и Гасан-хан велит своему слуге Поладу привести Кыр-ата. Кер-оглы поет новую песню. Но в этот момент появляется Гамза-бек. Он сразу же узнает в ашуге Кер-оглы и приказывает слугам схватить и покрепче связать его. Гасан-хан ликует.

Вводят Нигяр, обещанную Гамза-беку. При виде возлюбленной Кер-оглы овладевают противоречивые чувства. Ведь Нигяр ни о чем его не предупредила… быть может, она предательница?

Гасан-хану докладывают, что пойман юноша, спешивший с доносом в Ченли-бель. Пойманный — Эйваз, брат Нигяр. Хан зовет палачей, чтобы выпытать у доносчика имя того, кто его послал. Тогда Нигяр смело признает — это сделала она.

Девушка бросает в лицо вельможам слова презрения и ненависти. Этого Гамза-бек не может выдержать. С ножом он бросается на Нигяр.

Но тут Кер-оглы удается разорвать сковывавшие его цепи. Ударом кулака он убивает Гамза-бека. Затем, воспользовавшись всеобщим замешательством, вскакивает на Кыр-ата и мгновенно исчезает.

Нет предела гневу хана. Он приказывает казнить Нигяр, ее брата и конюха Полада.

Глашатаи сзывают народ на площадь — готовится казнь. В толпе слышен ропот. Гасан-хан, явившийся со своими приближенными, велит оцепить эшафот войсками и первой казнить Нигяр. Но преступлению не суждено свершиться.

Внезапно во главе большого отряда врывается Кер-оглы, и после короткой схватки дружина хана разгромлена. Народ славит своего героя.

МУЗЫКА

«Кер-оглы» — монументальная народно-героическая опера, насыщенная развернутыми массовыми сценами. Ее драматичный сюжет воплощен с эпической широтой. Музыка оперы тесно связана с азербайджанским фольклором. В симфонический оркестр введены азербайджанские народные инструменты — зурна, тар, кеманча и другие, что подчеркивает национальный колорит.

Национальная характерность сочетается с мастерским использованием выразительных средств и форм классического оперного искусства.

Увертюра, построенная на музыкальном материале оперы, сжато выражает ее идею. Музыка развивается от призывного лейтмотива повстанцев к мелодии победного финального хора; в среднем разделе звучат темы главных героев — Кер-оглы и Нигяр.

Первый акт обрамлен хоровыми сценами, в которых показан перелом в настроениях народа, вначале забитого, подавленного, затем поднявшего знамя восстания. Горестный хор «Даль полей» предшествует проникнутому отчаянием рассказу Нигяр «Беда! К нам хан». Мотив оркестрового вступления к этому хору в дальнейшем приобретает значение лейтмотива.

Дикий и злобный облик Гасан-хана очерчивает его воинственное ариозо «Только кнут признает». В другом ариозо Гасан-хана «Всех людей я знатней» передано его упоение собственным величием. Печально, покорно звучит ариозо Алы «Никакой коварной цели»; оно повторяется в конце акта, в сцене с Ровшеном. Ариозо Нигяр «Жесток Гасан-хан» полно гневного протеста. Следующая за ним ария Нигяр «Ровшен, мой любимый» окрашена в мечтательные, а затем в порывисто-страстные восторженные тона.

Легкий подвижный танец крестьян подготавливает радостное ариозо Ровшена «Лишь увидел», написанное в стиле ашугских песен. Героикой и воодушевлением проникнут дуэт Нигяр и Ровшена «Нас месть зажгла». Дуэту близко по настроению ариозо Ровшена «Где взять силы», негодующее и призывное, выдержанное в маршеобразном ритме.

Завершается акт гимническим хором «Кто изведал».

Второй акт посвящен обрисовке Гасан-хана и его окружения. Радостное возбуждение хана, предвкушающего союз с пашой, выражено в его арии «В дорогой мой фарфор». Мелодия средней части арии вновь звучит в родственном по характеру дуэте Гасан-хана и Эхсан-паши «Огня дружба сильней» . Безмятежным танцам — плавному и стремительному — контрастирует хор перепуганных сборщиков подати «Дань с крестьян», пронизанный взволнованно пульсирующим ритмом.

В центре акта — куплеты шута «У Кер-оглы славный есть конь» в характере задорного танца. Проникновенная ария Нигяр «Как легкий дым» овеяна глубокой тоской и мечтой о встрече с любимым.

Третий акт представляет собой масштабную хоровую сцену. Начальный хор «Ченли-бель, крепость» наделен суровой и мужественной силой. Боевую песню Кер-оглы с хором «Пусть грохочет гром» отличает ораторски приподнятый речитатив, характерный для ашугского искусства.

Следующее ариозо Кер-оглы «Все нам братья» отмечено задушевной теплотой и страстной убежденностью. Ариозо перерастает в темпераментный хор «Кто изведал боль оков», мелодию которого подхватывает Кер-оглы в монологе с хором «В Ченли-беле гнета нет!» Музыке, в которой запечатлено радостное сознание повстанцами своей силы, противостоят жалобные причитания Гамзы-бека. В арии Кер-оглы «Тебе предан я» слышится светлая грусть и глубокое страстное чувство.

Веселый танец и торжественная клятва Кер-оглы с хором в характере величественного гимна сменяются оркестровым эпизодом, живописующим картину грозы. Акт завершается негодующими репликами хора.

В четвертом акте характеристика хана и его окружения сопоставлена с музыкальными портретами Кер-оглы и Нигяр. Открывающая действие меланхоличная любовная песни ханендэ с хором «Вино горит в бокале» обрамлена танцевальными мелодиями. Три песни Кер-оглы, полные вдохновения и благородного изящества, выдержаны в характере ашугского искусства: первая — «Лишь увидел», уже звучавшая в первом акте, вторая — «Пою вам я» и третья — «Вновь с тобой».

В арии Гасан-хана «Хоть искал в небесах» выражено злорадное торжество и самодовольство. Обличительный монолог Нигяр «Вы — толпа палачей» дышит отчаянной решимостью и мужеством.

В пятом акте два контрастных раздела: в первом воплощена мрачная атмосфера готовящейся казни, второй — рисует победное торжество народа. Вначале нарочито примитивному и бездушному звучанию ансамбля «Будешь хану непокорен» , напыщенным речитативам вельмож противостоят эмоционально выразительные горестные хоры народа «Каждый день одни мученья» и «Не руби, о хан». Ариозо Кер-оглы «О Нигяр» согрето сердечным теплом и нежностью.

Опера завершается жизнерадостными танцами и ликующим хором «Настал великий праздник».

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Краткое изложение Узеир Абдул Гусейн-оглы Гаджибеков. Кер-оглы