Джо Кристмас — характеристика литературного героя
ДЖО КРИСТМАС (англ. Joe Christmas) — герой романа У. Фолкнера «Свет в августе» (первонач. назв. «Темный дом», 1931-1932). В образе Д. К. просматривается структура античной трагедии рока, сопряженная с темой экзистенциализма — мотивом фатального одиночества и отчужденности человека во враждебном мире. Сам Фолкнер считал Д. К. одним из немногих своих трагических героев. Д. К.- «антиобщественный элемент»: он вор, убийца, торговец контрабандным спиртным. Как и Клайд Гриффите, Д. К.- жертва «американской трагедии». По этому поводу Фолкнер отмечал:
«Пределы возможного» для Д. К. оказываются чрезвычайно тесны. Он смутно догадывается, что в его жилах греховно перемешались белая и негритянская кровь, и старается достичь спасения, жить согласно внутреннему зову души. Но этот зов — яростный голос его смешанной крови — оказывается для него саморазрушительным. По оценке автора, «единственное его спасение состояло в том, чтобы отвергнуть человечество,
Словно подтверждая истинность этих пророческих слов, Д. К., «безропотный слуга рока», добровольно отдает себя в руки своих палачей. Его гибель — не только итог несчастной и греховной тридцатитрехлетней жизни. Д. К. «убили. все те прошлые и позапрошлые тридцатилетия, которые загрязнили его белую кровь — или его черную кровь.».
Вместе с тем, помимо социальной обусловленности, образ героя имеет и символический смысл: это странное, отчасти гротескно-уродливое, иновоплощение Иисуса Христа, принявшего мученическую смерть за грехи своих сограждан, за взаимную ненависть людей разной крови. Символична фамилия героя, дословно означающая «Рождество Христово» (новорожденного Д. К. нашли в ночь под Рождество на ступеньках сиротского приюта). К тому же англ, инициалы J. C.- это не только Joe Christmas, но и Jesus Christ — Иисус Христос. Характерны и некоторые событийные штрихи его судьбы: Д. К. выдает за денежное вознаграждение его «ученик», его поимка происходит в страстную пятницу, и погибает он в возрасте 33 лет. Впрочем, до масштабности Сына Божия Д. К. конечно же далеко, и потому параллель с фигурой и судьбой главного персонажа Нового Завета выглядит в романе натяжкой.