Джо Кристмас – характеристика литературного героя

ДЖО КРИСТМАС (англ. Joe Christmas) – герой романа У. Фолкнера “Свет в августе” (первонач. назв. “Темный дом”, 1931-1932). В образе Д. К. просматривается структура античной трагедии рока, сопряженная с темой экзистенциализма – мотивом фатального одиночества и отчужденности человека во враждебном мире. Сам Фолкнер считал Д. К. одним из немногих своих трагических героев. Д. К.- “антиобщественный элемент”: он вор, убийца, торговец контрабандным спиртным. Как и Клайд Гриффите, Д. К.- жертва “американской трагедии”. По этому поводу Фолкнер отмечал: “.вообще человек – жертва собственной натуры, своей среды, своего окружения, и ни про кого нельзя сказать, что он только плохой или только хороший. Человек пытается быть лучше в пределах возможного”.
“Пределы возможного” для Д. К. оказываются чрезвычайно тесны. Он смутно догадывается, что в его жилах греховно перемешались белая и негритянская кровь, и старается достичь спасения, жить согласно внутреннему зову души. Но этот зов – яростный голос его смешанной крови – оказывается для него саморазрушительным. По оценке автора, “единственное его спасение состояло в том, чтобы отвергнуть человечество, начать жить изгоем”. Трагическая неприкаянность – удел Д. К. Он ощущает неосознанную тягу к своим тайным собратьям по крови, но те гонят прочь “белого человека”, когда он появляется в негритянской части города. Одновременно он испытывает ненависть к белым, и эта ненависть понуждает его совершить два убийства. Вся биография Д. К.- это путь, говоря словами Камю, “бунтующего человека”, бросившего вызов поработителям своей души – сначала персоналу сиротского дома, потом приютившим его бездетным фермерам, потом – всему миру, которому он бессознательно мстит за страдания, причиненные белыми господами его чернокожим предкам. Он узник своей памяти, страшных воспоминаний об исковерканной жизни, исполненной лишений и унижений. Но этот “негритянский ублюдок” еще и кладезь коллективной памяти предшествующих поколений. Сам он не осознает, отчего бурлит в нем неукротимое агрессивное бунтарство. Ответ формулирует мисс Берден, его последняя жертва, в знаменитой сентенции о “черной тени креста”, которая падает на лицо всех новорожденных белых детей, обреченных быть на нем распятыми.
Словно подтверждая истинность этих пророческих слов, Д. К., “безропотный слуга рока”, добровольно отдает себя в руки своих палачей. Его гибель – не только итог несчастной и греховной тридцатитрехлетней жизни. Д. К. “убили. все те прошлые и позапрошлые тридцатилетия, которые загрязнили его белую кровь – или его черную кровь.”.
Вместе с тем, помимо социальной обусловленности, образ героя имеет и символический смысл: это странное, отчасти гротескно-уродливое, иновоплощение Иисуса Христа, принявшего мученическую смерть за грехи своих сограждан, за взаимную ненависть людей разной крови. Символична фамилия героя, дословно означающая “Рождество Христово” (новорожденного Д. К. нашли в ночь под Рождество на ступеньках сиротского приюта). К тому же англ, инициалы J. C.- это не только Joe Christmas, но и Jesus Christ – Иисус Христос. Характерны и некоторые событийные штрихи его судьбы: Д. К. выдает за денежное вознаграждение его “ученик”, его поимка происходит в страстную пятницу, и погибает он в возрасте 33 лет. Впрочем, до масштабности Сына Божия Д. К. конечно же далеко, и потому параллель с фигурой и судьбой главного персонажа Нового Завета выглядит в романе натяжкой.




1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Loading...


Shortened words of english language.
Сейчас вы читаете: Джо Кристмас – характеристика литературного героя