Принято сопоставлять с Хемингуэем, но если Хемингуэй — космополит, то Фолкнер всегда оставался американским художником, даже региональным (никогда не уезжал из маленького южного городка).
Борьба Севера и Юга 1860-ых гг. за отмену рабства. В менталитете Юга выстраиваются очень сложные отношения к рабству. Все действия происходят в вымышленном графстве, но через него показывается весь Юг. Иллюзию целого мира усиливает то, что сюжеты переплетаются, персонажи сквозные.
Фолкнер — пример усложненной прозы.
Первый период. Яркий модернистский художник. Претендует на статус основоположника.
Второй период. Реалист, продолжает традиции социального аналитизма. Вершина — трилогия романов (Особняк. .) Прием потока сознания. Традиционное восприятие времени как единственной живой силы. Делает тему времени важнейшей философской проблемой. Произведения глубоко историчны и глубоко личны одновременно. Человек — результат исторического развития, но человек приравнивается к определенному историческому пласту. С позиции Фолкнера есть ТОЛЬКО настоящее. Длинные предложения — попытка свести прошлое и будущее в один миг. Художественное мышление сформировалось в первую очередь как романное (хотя сборники рассказов являются классикой новеллистической прозы).
«Шум и Ярость» — роман 1929 г.
Принес мировую славу. Носит откровенно экспериментальный характер. Он обнаруживает здесь совершенно новый подход к прозе. Он изначально лиричен.
Название «Шум и ярость» — отрывок цитаты из «Макбета»: Жизнь — это повесть, рассказанная идиотом, и на самом деле есть лишь Шум и Ярость мира.
Роман начинается с рассказа идиота. Композиция виртуозна — состоит из 4 частей.
1. 7 апреля 1928 г.
2. 2 июня 1910 г.
3. 6 апреля 1928 г.
4. 8 апреля 1928 г.
Три первые части написаны в форме внутреннего диалога. Реконструируются 3 типа потока сознания. Четвертая часть — от лица стороннего наблюдателя = авторская позиция — «путеводитель по всему роману».
Жанровая идея — основы семейного романа. Важнейшая тема — крушение одной типичной южной американской семьи, разрушение патриархальных семейных ценностей. Через историю семьи Компсонов — крушение института семьи и брака всего Юга.
Каждый из 3 повествователей — мужчина (продолжатель рода!).

/> 1. Бенджамин
2. Квентин
3. Джейсон
В первой части главный герой слабоумный, немой. У него день рождения 7-го апреля, ему «уже тридцать лет, как три года» (Ластер). Эта повествовательная призма чрезвычайно сложна. Сартр: «Память идиота становится окном, через которое открывается воображаемый мир Фолкнера». Бенджи не способен к логическому анализу, но он наделен интуицией. Хаотический поток сознания идиота становится богатейшим источником для анализа. Бенджи — слепой эгоцентризм невинности. Именно эта «невинность» есть та призма, через которую преломляются характеры, отношения. Бенджи создает свой мир, центр которого — Кэдди. Именно его история костяк всего повествования. Воплощение представления Фолкнера о неразрывности времени — нет прошлого и настоящего. Авторских характеристик нет, только детали.
Вторая часть повествователь Квентин. 2-ое июня — день накануне самоубийства. Старший сын. Он и святой, он и грешник, очень ранимая натура. Центр его монолога — Кэдди. Она — воплощение чести и достоинства, а ее падение — катастрофа. Сюжетный мотив падшей женщины — сквозной («Свет в августе»). Мотив потерянной чести перекрещивается мотивом грязных штанишек из первой части.
Третья часть — повествователь Джейсон. Квентин — слабовольный дурак, Бенджи — идиот, Кэдди — шлюха. Начало монолога резко подчеркивает различие между ним и Квентином («Я рад, что у меня нет совести.»). Он прагматик. Крах в потере места от Герберта, в том, что он не учился, в том, что он жил на деньги Кэдди. Квентин — единственное будущее семьи, новое поколение — сбегает с деньгами с актером бродячего цирка.
Четвертая часть. Повествователь — посторонний, он видит то, чего не видят члены семьи. Эта часть — путеводитель, важно: очень полно выстраивается образ дома. Впервые появляются портретные характеристики.
Такая последовательность — субъективно-личностное повествование, жизнь во всей ее многоплановости с разных точек зрения повышается уровень объективности. Поиск истины на пересечении разных точек зрения очень важен для литературы 20-го века вообще.
В ассоциативной форме показывается падение Старого Юга. Этот роман — первый «том» в истории о гибели Юга.



1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Загрузка...

Особенности повествовательной манеры в романе Фолкнера «Шум и ярость»