Русские поэты XX века о духовной красоте человека (На примере творчества Е. А. Евтушенко)

1. Личность Е. А. Евтушенко.
2. Творческий путь.
3. Духовно и душевно чистые люди в лирике поэта.
4. «Свадьбы» — сильный характер русского народа.
5. «Настя Карпова» — пример чистого и сильного женского образа.
Людей неинтересных в мире нет
Е. А. Евтушенко
Е. А. Евтушенко — лидер молодой волны поэзии 50-60-х годов. Для него как для поэта характерны неординарность мышления, самостоятельность в разработке и создании тем, особенные поэтические интонации. Многое из того, что есть в его творчестве, возникло под влиянием

известных поэтов-классиков и поэтов-современников: Н. А. Некрасов, С. А. Есенин, А. П. Межиров, М. К. Луконин, Е. М. .Винокуров, Я. В. Смеляков оказали воздействие на становление поэта. Много его произведений посвящено человеческим судьбам — мужским и женским, простым и сложным. В стихотворениях «Спутница», «Свадьбы», «Играла девка на гармошке.», «По ягоды», «Кассирша», «В магазине», «Мама», «Настя Карпова», «Памяти» Евтушенко выступает не только как поэт, но и как публицист, блестящей летописец судьбы человеческой. Женские образы, созданные лириком, прошли через года, сохранившись в памяти
читателя. Через них он постигает нравственный облик России, прошлой и сегодняшней. Часть его ранних стихотворений Д. Д. Шостакович использовал при создании 13-ой симфонии. В эпоху возвращения сталинского режима с приходом к власти Л. И. Брежнева гражданская поэзия начинает затухать, то уходя в подполье, то не находя своих последователей. Ее нишу занимает так называемая «тихая поэзия», на приход которой поэт отвечает следующими строками:
Поэзия, будь громкой или тихой,
Не будь тихоней лживой никогда!
Сам он, не примкнувший к диссидентскому движению тех лет, несмотря ни на что, остался инакомыслящим по отношению к официальной идеологии Советского Союза. Он остается верным своим нравственным и моральным идеалам и не собирается примерять на себя чужую веру. Под действием таких внешних сил меняется стихотворная форма поэта — интонации становятся более мягкими, ритм смягчается и успокаивается, но мысль становится ярче и острее, нежели это было в ранней лирике. В программных стихотворениях этого периода — «Пушкинский перевал» (1965), «Коррида» (1967), «Под кожей статуи Свободы» (1968), «Казанский университет» (1970), «Снег в Токио» (1974), «Просека» (1975), «Ивановские ситцы» (1976), «Северная надбавка» (1977), «Голубь в Сантьяго», «Непрядва» (1980), «Мама и нейтронная бомба» (1982), «Фуку!» (1985) — стихотворная речь все больше напоминает прозаическую, по форме и ритмике приближаясь к ней.
Пробует Евтушенко себя и в кино — играет роль К. Э. Циолковского в картине С. Я. Кулиша «Взлет» да и сам снимает автобиографичные фильмы «Детский сад» и «похороны Сталина» по своим сценариям.
Во многих произведениях поэта читатель может заметить постоянное сравнение России с другими странами. Это сравнение, не всегда в ползу России, но всегда объективное, позволяет считать поэта и публицистом, с образным, но точным видением исторического полотна событий. С 80-х годов XX века Евгений Евтушенко живет и издается в США.
Стихотворение, строка которого приведена здесь в виде эпиграфа, также принадлежит Евтушенко и относится к творчеству 1960 года. Уже тогда этой строкой поэт выказал свое отношение к судьбам простых людей в том числе и в рамках поэтического текста. В каждом человеке кроется особый, интригующий мир, а в каждом простом явлении скрывается необыкновенное и таинственное. В стихотворении «Старухи» автор замечает женское достоинство, силу и мощь духа наследниц характеров декабристок, еще более крепких духом. «Размышления над Клязьмой» передают читателю мысли человека, внезапно осознавшего свое отдаление, отчуждение от природного мира. А вот более простые по своей природе девушки-хохотушки из фрезеровочного цеха и парни с завода, напротив. Тягу и любовь к природе они не утратили и испытывают искреннюю радость от пребывания в ее лоне. Значит, более простые по сравнению с главным героем люди оказываются эмоционально и духовно богаче его, раз не потеряли способности искренне наслаждаться миром.
Нравственный стержень характера лирических героев произведений Евтушенко проявляется в стихотворениях о людях, прошедших жесткую проверку на прочность характера через войну и выдержавшие ее. Одно из таких стихотворений — «Свадьбы»:
О, свадьбы в дни военные!
Обманчивый уют,
Слова неоткровенные
О том, что не убьют.
В этом стихотворении несколько главных героев. Это — «плясун прославленный», сам авто, это мобилизованные и растерянные женихи, это — заплаканные невесты. Стихотворение воспевает силу и стойкость русского народа, способного справлять свадьбы во время войны, знать, что
Быть может, ночь их первая —
Последняя их ночь.
Но при этом не печалиться сверх меры, а находить в себе силы продолжать жить дальше. Последние строки, кажется, не проговариваются, а выкрикиваются изможденным, но живым героем:
Мне страшно.
Мне не пляшется,
Но не плясать —
Нельзя.
Одна из самых драматических судеб раскрывается в произведении «Настя Карпова». И здесь автор возвращается к тематике военного времени, но на этот раз не может простить солдату, несомненно заслуживающему уважения, его черствости и душевной холодности. Поэтому здесь возвышается образ русской девушки, верно ждущей своего возлюбленного:
Настя Карпова, наша деповская —
Говорила мне пацану:
Чем я им всем не таковская?
Пристают они почему?
Неужели нету понятия —
Только Петька мне нужен мой!
Красавица, кареглазая и веселая девушка верно ждала своего возлюбленного несмотря на внимание со стороны чужих людей и зависть окружающих женщин:
Сколько баб ей в Зиме завидывало
Что такая она была.
Настя Карпова, Настя Карпова
Сколько помню, со всех сторон
Над ее головою каркало
Молодых и старых ворон.
Но не прощает людской нрав людей, в чем-то лучше и успешнее их. Потому пытались навредить Насте и завистницы, и неудачливые ухажеры, распуская про нее грязные сплетни:
И когда, в конце сорок третьего
Прибыл раненый муж домой,
Он сначала со сплетнями встретился,
А потом уж с Настей самой.
И поверил досужим домыслам солдат, и прогнал девушку из дома. Гордая Настя ушла, не унизив себя объяснениями, только
Шла она от дерева к дереву,
Посреди труда и войны,
Под ухмылки прыщавого деверя
И его худосочной жены.
Финал стихотворения — призыв всем, кто любит, кто оказался далеко от своего любимого человека:
Если вам на любимых капают,
Что в дали остались без вас,
Настя Карпова, Настя Карпова
Пусть припомнится вам хоть раз.
Душевная чистота, по мнению Евтушенко, в каждом человеке, способном на сильные, смелые поступки, не потерявшим себя, пройдя через серьезные испытания. И в силах каждого из нас сохранить частицу заложенной в нас самих чистоты.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Русские поэты XX века о духовной красоте человека (На примере творчества Е. А. Евтушенко)