Творчество сестер Бронте

Творчество каждой из них – по-своему значительное и яркое явление в развитии английской романистики в переходный период с конца 40-х годов XIX ст. до последующих десятилетий. В произведениях сестер Бронте отобразились характерные особенности времени: в них органически сливаются и легко прослеживаются линии, которые объединяют романтическое искусство начала XIX ст. (Байрон, Шелли) с реализмом 1840-х годов (Ч. Диккенс, В. Теккерей), в них формируются тенденции новых художественных открытий в жанре романа второй половины столетия (Дж. Элиот, Д. Мередит).
Особую популярность получили романы Шарлотты Бронте “Джейн Эйр” и Эмили Бронте “Грозовой перевал”. Новую жизнь в настоящее время получили и созданные Энн Бронте “Агнес Грей” и “Незнакомка с Вайльдфелл-Холла”. Все три сестры Бронте родились в городке Торнтон в одном из глухих районов Йоркшира. Здесь их отец – священник Патрик Бронте – имел приход в 1815-1820 годах. В скором времени после рождения младшей дочери Энн (она была последним, шестым ребенком в семье) пастор Бронте переселился в Торнтон, расположенный в том же самом Йоркшире, за несколько миль от Бредфорда и неподалеку от известных своими ткацкими фабриками Галифакса и Лидса. Во время, когда семья приходского священника Патрика Бронте поселилась в доме при церкви, построенной еще в XV ст., Торнтон был тихим и спокойным городком. Его население не превышало пяти тысяч человек.
В нем была своя главная улица, помещение банка, два отеля с ресторанами (кабаками). В церковном дворе располагалось кладбище. А вокруг раскинулись луга, холмы с отлогими склонами, покрытыми бархатными мхами и цветущими травами. Таким был мир, который окружал детей Бронте с самого детства. Младшие дети не помнили матери, поскольку она рано умерла, а воспитывались они под опекой тетки Элизабет Бренуэлл. Определяющую роль в становлении их взглядов сыграл отец. Особенно значительное влияние оказал он на формирование личности Энн. Все члены семьи Бронте воспитывались в духе англиканской церкви. Дети Патрика были талантливыми. Они много читали, беря книги из библиотеки отца, придумывали пьесы, писали стихи, вели хронику событий, которые происходили в выдуманной ими фантастической стране Энгрии.
Единственный сын Патрика – Бренуэлл – хорошо рисовал и мечтал стать художником. Но не только сказочная Энгрия привлекала детей. В город приходили газеты, из которых становилось известно о волнениях на ткацких фабриках, о разорении фермеров. Суровая и жестокая действительность, которая показалась уже в раннем сиротстве, не обошла ни одного из членов семьи Бронте. Умерли от туберкулеза две старейшие дочери Патрика – Мария и Элизабет. Они не выдержали тяжелых условий жизни в приюте для детей-сирот бедного духовенства – Коун-Бридж, куда их отдал отец. Смерть старших дочерей заставила Патрика забрать из приюта Шарлотту и Эмили. Теперь, как и двое младших детей – Бренуэлл и Энн, они воспитывались дома, а если точнее, были предоставлены сами себе. У них было много общего, но вместе с тем судьба каждой из сестер и судьба их брата драматична по-своему.
Не дожив до тридцати лет, умерли Эмили и Энн, на тридцать первом году умер Бренуэлл, немного дольше прожила Шарлотта. Тем не менее след, оставленный в культуре Англии этим удивительным литературным феноменом – творчеством сестер Бронте, имеет огромное значение, и заинтересованность им на протяжении вот уже ста пятидесяти лет не только не угасает, а и усиливается. Романы сестер Бронте прочитываются нашими современниками по-новому. Экранизированы “Джейн Эйр” и “Грозовой перевал”, в 80-х годах снят телефильм по роману “Незнакомка с Вайльдфелл-Холла”. Первая публикация сестер была общей. В 1846 г. под мужскими псевдонимами они издали сборник “Стихи Каррера, Элис и Эктона Белл” (“Poems by Currer, Ellis and Acton Bell”). В дальнейшем каждая пошла своим путем. За свою жизнь Шарлотта Бронте написала несколько десятка стихов и четыре романа – “Учитель” (“The Professor”, 1847; опубл. в 1857), “Джейн Эйр” (“Jane Eyre”, 1847), “Ширли” (“Shirley”, 1849) и “Городок” (“Viltette”, 1853).
В романах поднимаются проблемы женского равноправия и социального неравенства, отображены рабочие волнения, обсуждаются вопросы образования. Произведения Шарлотты Бронте во многом автобиографические, в них отобразились впечатления и события ее личной жизни. Несколько раз за свою жизнь Шарлотта покидала Гоуорт. В 1831 и 1832 годах она посещала школу в Роехеде, в 1835-1838 годах в этой школе учительствовала.
Ярчайшие впечатления связаны с поездкой в Брюссель, где в 1842 г. Шарлотта вместе с Эмили училась в пансионе Эгера, а в следующем году, получив место учительницы, преподавала в том же пансионе английский язык. После успеха “Джейн Эйр”, став известной в литературных кругах, она несколько раз посещала Лондон, встречалась с писателями и издателями своих произведений. Она познакомься с В. Теккереем, которого считала наилучшим тогдашним романистом (ему Шарлотта Бронте посвятила “Джейн Эйр”).
В 1851 г. она присутствовала на лекции В. Теккерея об английских гуманистах XVIII ст. В свою очередь, автор “Ярмарки суеты” высоко оценил талант Бронте. Он с увлечением прочитал “Джейн Эйр”. Своеобразность манеры Бронте он видел в объединении “чистого чувства с исповедальной искренностью”. Его внимание привлекли в этом произведении любовь к истине и негодование от несправедливости, смелость мыслей и простота рассказа. Автора “Джейн Эйр” Теккерей назвал “строгой маленькой Жанной Д’Арк”. Из литературных знакомых Бронте – критик Д. Г. Льюис, писательницы Э. Гаскелл, Мартино. Э. Гаскелл была среди тех, кто приветствовал появление “Джейн Эйр”. Она назвала этот роман “необыкновенной книгой” и отметила, что новаторство автора проявилось в образе героини. Э. Гаскелл стала биографом Шарлотты Бронте, издав в 1857 г. книгу “Жизнь Шарлотты Бронте” (“Life of Charlotte Bronte”).




1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Loading...


Types of paradigmatic relations.
Сейчас вы читаете: Творчество сестер Бронте