Особенность образов-персонажей Борхеса
Важная особенность образов-персонажей Борхеса — их неподвластность уничтожению. Они не горят в огне. Чтобы глубже понять значение знака «не испепеляемые огнем образы», Жолковский соотносит его со знаком «несгораемые рукописи». В последнем случае он использует пародийно перекодированную (вместо «несгорающие» — «несгораемые рукописи», где слово «несгораемые» изъято из устойчивого словосочетания «несгораемый шкаф» и несет отпечаток прежнего значения) цитату из романа Михайла Булгакова «Мастер и Маргарита»
Ирина Галинская в исследовании «Криптография романа «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова» выдвинула гипотезу о возможном историко-культурном источнике, знакомство с которым способствовало рождению булгаковской метафоры — изложенной в «Истории альбигойцев» Н. Пейра легенде о манускрипте испанского приора Доминика де Гусмана, представлявшем собой толкование Священного писания и изобличавшем альбигойскую ересь. Еретики-альбигойцы решили сжечь эту рукопись. «Каково же было их потрясение . когда
Исторический опыт убедил людей в том, что достойные того книги не знают временных границ, становятся вечными спутниками человечества, средоточием его духовного опыта, представлений о прекрасном и безобразном.
Знак «не испепеляемые огнем образы» относится к знаку «несгораемые рукописи» как часть к целому, ибо именно в рукописи, не горящие в огне, превратятся не горящие в огне образы, когда творческий процесс будет завершен. И борхесовский, и булгаковский знаки наделяются иммортологическим значением. Борхесовский знак, однако, содержит в себе «прапамять» о своем происхождении и о происхождении других знаков упорядоченного множества форм знака данного класса (птица Феникс, неопалимая купина, Роза Парацельса и др.). Все они отражают древние мифологические представления об огне как о всеобъемлющем начале, пронизывающем мироздание.
Появление в рассказе Борхеса образа Бога Огня побуждает читателя вспомнить, какое истолкование получает Агни (др.-инд. Agni, букв. «огонь») в древнеиндийской мифологии. Согласно Ведам, Агни — космическая сила универсального характера, составляющая первооснову мира, присутствующая во всем. Поэтому Агни изображался как главный из земных богов, персонификация священного огня. Облик Бога Огня у Борхеса странен: это гибрид тигра, коня, быка, розы, урагана. И в этом писатель отступает от т